digitaldem

Официальный аккаунт Партии прямой демократии.

digitaldem
добавил публикацию

На этой неделе знаковое событие произошло в региональном отделении Партии прямой демократии в Еврейской автономной области — секретарь отделения и депутат Заксобрания ЕАО Татьяна Колнауз подписала первое для отделения официальное соглашение о сотрудничестве. Вторую сторону соглашения — региональное отделение «Союза женщин России» в ЕАО — представляла его председатель Ольга Михна.

Договорённость о подписании соглашения была достигнута в ходе совместной рабочей группы Партии прямой демократии, Союза женщин России и организации родителей детей-инвалидов «ВОРДИ», на которой обсуждались совместные будущие проекты, нацеленные на социальную сферу и работу с родителями.


Представители ВОРДИ, Союза женщин России и Партии прямой демократии на рабочей встрече

Партия прямой демократии и Союз женщин России договорились оказывать друг другу информационную поддержку, помогать во взаимодействии с органами местной и федеральной власти, оказывать ресурсной поддержку добровольческих инициатив и содействовать проведению мероприятий Союза женщин России, а также привлекать Союз женщин России к реализации образовательных и просветительских программ Партии прямой демократии в ЕАО.


digitaldem
добавил публикацию

В понедельник 4 апреля на радио «Аврора» прошёл эфир с участием генерального секретаря Партии прямой демократии Олега Артамонова и депутата Государственной Думы Р Ф от партии «Новые люди», члена комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Антона Ткачёва. Вёл эфир Никита Ляховецкий, советник руководителя Центрального Исполкома партии «Новые люди».

Запись эфира можно посмотреть на сайте радиостанции или на сервисе RuTube.

В течение почти часа участники передачи обсуждали существование российской ИТ-отрасли в новой реальности — отток мозгов за рубеж, меры поддержки, закрытие соцсетей зарубежных и второе дыхание отечественных.

Однако самым интересным моментом стало озвученное в эфире предложение Антона Ткачёва к Партии прямой демократии: присоединиться к работе комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи. По словам г-на Ткачёва, «Новые люди» всегда открыты к новым предложениям, мнениям, экспертному опыту и готовы вести совместную работу над актуальными законопроектами с непарламентскими политическими партиями.

Генеральный секретарь Партии прямой демократии Олег Артамонов ответил на предложение согласием — и гости программы немедленно пожали друг другу руки.

Комментирует Олег Артамонов:


Я рассматриваю наше будущее сотрудничество как с Госдумой в целом, так и с партией «Новые люди» крайне позитивно. Подобное межпартийное сотрудничество — одна из вещей, которых сильно не хватает в российской политической жизни: многие партии воспринимают друг друга как конкуренты (мы сталкивались с такой ситуацией, например, в ЕАО, где наш депутат работает в Заксобрании).

Но необходимо помнить, что задача всех политических сил — одна: стремиться к лучшей жизни страны, стремиться к тому, чтобы законы и их реализация работали на благо людей.

За более чем два года существования Партии прямой демократии мы накопили серьёзный экспертный опыт в работе с дистанционным электронным голосованием, системами на блокчейне, криптовалютами, оценке процессов в ИТ-сфере страны. С нами работают многие эксперты в этой области. И мы в свою очередь не просто готовы, а рады делиться нашим опытом и предложениями с другими партиями, совместно совершенствовать российское законодательство в области ИТ.



digitaldem
добавил публикацию

Хотя формально приём поправок к проекту закона о дистанционном электронном голосовании (ДЭГ) должен был закончиться вчера, 24 февраля, один из авторов законопроекта, Дмитрий Вяткин, сообщил «Ъ», что на практике он продлится ещё два дня.

Поправок набралось достаточное количество — и подробный разбор предполагаемых изменений мы сделаем, когда будет готов проект закона ко второму чтению. Пока же мы хотим лишний раз указать на те поправки, внесение которых считает нужным и полезным экспертная группа по ДЭГ Партии прямой демократии. Заметим, что мы неоднократно обсуждали наши предложения с различными сторонами, в том числе, например, в Общественной палате РФ.

Основная проблема ДЭГ, на наш взгляд, заключается в том, что обеспечение прозрачности электронного голосования достигается совершенно иными методами, нежели при голосовании обычном. Впрочем, тут надо оговориться: даже на обычном избирательном участке, вопреки распространённому мнению, недостаточно «просто смотреть» или «просто считать» — нужно знать большое количество процедур и следить за корректностью их проведения. Этому даже обучают на специальных курсах наблюдателей, проводимых как Общественными палатами, так и партиями, и независимыми организациями.

Тем не менее, ДЭГ отличается слишком радикально, чтобы налюбдение за ним можно было вписать в какие-то уже существующие методы и средства. Мы уже неоднократно рассказывали, как работают наши эксперты-наблюдатели (раз, два), и можем рассказывать об этом и дальше практически бесконечно, но важно отметить один факт: до сих пор мы пользовались техническими средствами наблюдения, разработанными в сотрудничестве с авторами систем ДЭГ, при поддержке Общественной палаты и ЦИК РФ, но — без каких-то твёрдых законодательных гарантий их наличия, функционирования и доступа к ним.

На наш взгляд, изменение именно этого положения — институционализация технических средств наблюдения — позволит совершить огромный шаг в сторону обеспечения гарантированной прозрачности ДЭГ.

Итак, что бы мы хотели увидеть в законе?

3.1. Используемые при проведении дистанционного электронного голосования государственные информационные системы должны обеспечивать работу технических средств наблюдения, в том числе дистанционного, за организацией, ходом голосования, установлением итогов голосования, состав и требования к которым устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

3.2. Используемые при проведении дистанционного электронного голосования технические средства наблюдения должны обеспечивать:
1) возможность контроля целостности, неизменности, сохранности поданных избирателем бюллетеней;
2) возможность контроля бесперебойности работы государственной информационной системы дистанционного электронного голосования в ходе голосования;
3) возможность контроля достоверности подсчёта результата волеизъявления.

Эти два пункта не только утвердят факт существования средств наблюдения за ДЭГ, но и конкретный список задач, ими решаемых. А вот конкретные технические детали — которые могут меняться от года к году и от системы к системе, и включать подробности вплоть до API различных подсистем — уже должна устанавливать ЦИК РФ.

5. Порядок дистанционного электронного голосования с учетом требований к проведению дистанционного электронного голосования, установленных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, должен содержать:

4) порядок организации работы избирательной комиссии, комиссии референдума при проведения процедур работы с ключами зашифрования и расшифрования результатов волеизъявления;

7) порядок предоставления доступа к техническим средствам наблюдения за организацией, осуществлением, установлением итогов дистанционного электронного голосования.

Помимо наличия технических средств, важен и порядок их применения — кто, как, в каких временных рамках и с какими правами к ним допускается. Более того, в работе комиссий ДЭГ принципиальную значимость приобретают сценарии действий, которых нет в работе обычных комиссий — и в первую очередь это работа с ключами шифрования результатов. Подобные сценарии должны гарантировать, что ключи обрабатываются должны образом, исключена возможность их утечки, а каждое действие членов комиссии с ними понятно наблюдателям и избирателям — и не вызывает сомнений и вопросов.

В предлагаемых поправках мы старались быть максимально краткими, конкретными и оставаться в рамках своей компетенции — но в то же время сделать всё от нас зависящее для того, чтобы гарантировать прозрачность использования ДЭГ на выборах в России, не вызывающую сомнений ни у одной стороны.


digitaldem
добавил публикацию

Дорогие друзья!

Уходящий год был непростым. Множество обстоятельств было против каждого из нас, против нашей страны, против всего, к чему мы привыкли в мире. Даже шутка про «первый год десятилетнего карантина», популярная в 2020-м, уже совсем не казалась смешной. Мы как-то приспособились существовать в новом мире ограничений, кризисов и напряжённости, но вряд ли кто-то сможет сказать, что это ему понравилось.

Тем не менее, сам факт — что мы научились с этим жить, не сдались и не поддались панике — уже внушает оптимизм. Если оглянуться на события этого года — всегда, в каждом случае реальность оказывалась лучше наших ожиданий. Мы по-прежнему живём в мире без крупных войн, без экономического краха, мы в рекордные сроки научились справляться с новым вирусом, разработали эффективные вакцины, стали лучше, чем когда-либо, понимать законы эпидемий — а ведь всего год-полтора назад далеко не все верили, что нам удастся справиться хотя бы с чем-то из этого списка.

Сейчас мы ждём, что пандемия наконец сойдёт на нет, экономика начнёт расти, международная обстановка стабилизируется — и я желаю всем нам вместе и каждому из нас по отдельности, чтобы реальность снова превзошла эти ожидания.

Партия прямой демократии за минувший год не только не исчезла — как, опять же, нам прочили многие — но и повзрослела. Мы стали лучше понимать наши цели, строить более уверенные планы на будущее.

В сентябре 2021-го наш кандидат — Татьяна Колнауз — стала депутатом Законодательного собрания Еврейской автономной области (а в ноябре — мамой!). Мы очень плотно работали с дистанционным электронным голосованием, наши эксперты участвовали в работе и территориального избиркома ДЭГ — участка с более чем 650 тысячами избирателей — и группы технического наблюдения в Общественной палате РФ. Мы видим, что к нашим рекомендациям и запросам по проведению ДЭГ прислушиваются в ЦИК России — и надеемся, что в наступающем году эта работа продолжится, и нам всем вместе удастся сделать электронные голосования прозрачными, удобными и эффективными. Более того — что они станут первой ступенькой к расширению прямой демократии в России!

У нас много планов на 2022-й год. Мы не будем ограничиваться ДЭГ — мы уже работаем над проектом судебной реформы (и скоро представим первые материалы вашему вниманию), для нас крайне важны темы медицины и образования. Мы планируем представить и отработать новые концепции работы Партии, поделиться наработанным нами за два года нашего существования опытом — и, конечно, участововать во всё большем числе выборов, чтобы показать, как должен по-настоящему работать депутат, не забывающий о своих избирателях и их воле.

С Новым годом, дорогие друзья!


Генеральный секретарь
Партии прямой демократии
Олег Артамонов

digitaldem
добавил публикацию

Канун Нового года — традиционное время подведения итогов. Но мы предлагаем сразу поговорить о планах на 2022, которые из некоторых достижений года уходящего произрастают напрямую.

Год, как говорится, был для цифровой отрасли непростой, но во многом системообразующий и дающий возможность говорить о структурных изменениях российской экономики на пути к цифровизации.

Если проще — то в 2021 году цифровая трансформация окончательно стала частью обыденного ландшафта, а не выдумками футурологов, а 2022, скорее всего, станет годом скучных практиков.

Судите сами: сравнительно недавно одно российское ведомство (нет, на самом деле даже не одно, но это были настоящие монстры рока, и все, попавшие к ним в сферу внимания, становились немножко равны) наводило ужас на всех алиментщиков, да и вообще на всех должников. Да, мы о ФССП. Помните, как это было: снять арест по уже оплаченному исполнительному производству? Вернуть ошибочно дважды снятую приставами сумму? Что называется, не повторяйте сами, работают профессионалы.

И вот — уж от кого мы не ожидали нововведений, так это от приставов — ведомство начало довольно бодро работать с цифрой, например при взаимодействии с банками, а под конец года было анонсировано что-то совершенно инопланетное: приняли закон, в соответствии с которым оплатить задолженности можно будет прямо в аэропорту, да и вообще влияние человеческого (читайте: чиновничьего) фактора на качество взаимодействия с гражданами должно сильно снизиться.

Те, кто помнит, как раньше работала история с запретом на выезд и межведомственные письма счастья от приставов пограничникам, думаю, не поверят своим глазам до тех пор, пока этот футуристический документ не подпишет Президент.

Идем дальше. Минстрой, который ранее было сложно назвать пионером цифровизации, также проводит системные действия по уходу от тёплых ламповых решений. Из недавнего — поистине революционный документ, о котором мы скоро расскажем отдельно. Если вкратце, то ведомство разработало проект закона о создании специальной государственной информсистемы (ГИС), где арендодатели должны будут регистрировать все договоры по сдаче в наем квартир, апартаментов и машиномест. Абсолютно все расчеты стороны должны будут производить через это онлайн-приложение.

Вы примерно представляете, что будет дальше — и что это не очень понравится многим арендодателям, но понравится Минстрою, застройщикам и налоговикам, которые совсем недавно и в самом сладком сне не могли себе такого представить. Однако, если вспомнить, что их самих в свое время цифровизировал их тогдашний глава, а ныне премьер-министр Мишустин, а также то, что его взгляды во многом близки с его профильным вице-премьером по строительству Хуснуллиным, многое становится на свои места.

При этом заметим, что в выигрыше могут оказаться и арендаторы — по крайней мере, их отношения с арендодателями будут в большей степени узаконены, с меньшей опорой на личные договорённости (которые всеми сторонами регулярно нарушаются, «мы передумали, вы не могли бы освободить квартиру к следующей неделе?») и риэлторов (как правило, ни за что не отвечающих).

Социальная сфера в этом году тоже подвергалась трансформации: здесь и электронные льготы, и цифровые аттестаты. Да, это первые шаги, но они уже были сделаны, повторюсь, теперь вопрос в скучной реализации всего вышеперечисленного. И если недавно мы радовались, что вместо полудесятка окон («приём граждан — понедельник, среда, четверг с 10 до 16, обед с 12 до 13») достаточно один-два раза зайти в работающий с 8 утра до 8 вечера МФЦ — то скоро, хотелось бы надеяться, и упоминание МФЦ будет вызывать вопрос «а зачем туда? и где это?»).

До этого момента намеренно не упоминалось одно из важнейших для нас событий в области цифровизации всего вокруг, подарившего нам жаркую осень электронного голосования. Есть мнение, что сверхбыстрая реакция системы на отклики извне будет становиться новым нормальным: от даты голосования до внесения изменений в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» в части электронного голосования прошло всего три месяца. Вдумайтесь, пожалуйста, в эти даты. Параллельно с подсчетом голосов и рассмотрением отдельных ситуаций в регионах, велась аналитическая работа с целью дать оценку фактам неправильной работы по применению ДЭГ. И сразу принять меры по их недопущению впредь (об этом мы уже вкратце писали, скоро напишем подробнее — что сулит новый законопроект и как он решает как минимум часть проблем с ДЭГ).

Понятное дело, что Матрицу здорового человека сразу построить не получится — нивелировать человеческий фактор можно намного быстрее, чем воспитать нового человека, но тоже не в одночасье. Желающие сохранить право совать пальцы в блокчейн и вообще живо, по-человечески участвовать в процессах, где этого делать не стоит, никуда не денутся. Но со временем на них уже будут с улыбкой посматривать как на товарища Огурцова в новогодней, кстати, киноклассике «Карнавальная ночь», который лично хотел все проверить и «заслушать клоунов».

Поэтому, поздравляя всех нас с наступающим Новым годом, хочется пожелать того, чтобы в 2022 году мы и далее видели побольше тех, кто, как в «Карнавальной ночи», хочет придерживаться утвержденной программы, и поменьше неуместных аппаратных пассионариев.

С праздником!


Ольга Строганова, обозреватель


digitaldem
добавил публикацию

Госдума продолжает попытки сбалансировать противоречивые требования: с одной стороны, коммерческие интересы операторов связи, с другой — тот факт, что наличие доступа в интернет становится настолько же необходимым для минимально нормальной жизни граждан, как и доступ к еде и жилью.

На этот раз речь пойдёт о поправках к ФЗ «О связи», принятых сегодня в третьем чтении. Документ не очень большой — всего шесть страниц содержательного текста — однако мы всё равно суммируем основные нововведения:


  • подтверждающую SMS при авторизации гражданина в Гослуслугах/ЕСИА операторы связи обязаны доставлять бесплатно (перекликается с озвученным сегодня же желанием Минцифры сделать двухавторную авторизацию в Госуслугах обязательной уже в следующем году);
  • услуги связи, оплачиваемые из бюджетных денег, подпадают под особые порядки регулирования — для них могут быть установлены дополнительные требования, а цены на эти услуги могут меняться не более одного раза в год;
  • если при перезаключении контракта на услуги связи, оплачиваемые из бюджета, не меняется состав и условия оказания этих услуг, то цена не может увеличиться более, чем на показатель инфляции;
  • оператор связи не имеет права приостанавливать оказание услуг связи, оплачиваемых из бюджета, без письменного согласия заказчика;
  • предыдущий пункт распространяется и на окончание контракта по оказанию услуг связи: оператор обязан продолжить их оказывать несмотря ни на что.

Последний пункт вызвал бурю негодования в профессиональной среде — он выглядит так, как будто операторов связи обяжут работать на бюджетные организации бесплатно. Это, разумеется, неверно: следующий абзац в законопроекте прямо сообщает, что оператор имеет право направить заказчику требование подтвердить факт оказания услуг связи в письменном виде, а также требовать оплаты оказанных услуг, в том числе в судебном порядке.

Вместе с тем, законопроект с очевидностью в первую очередь решает внутренние проблемы бюджетных организаций — а именно, их невнимательность при заключении договоров, нерасторопность с оплатой и продлением контрактов. Если раньше оператор имел право приостановить оказание услуг связи при несоблюдении заказчиком положений договора, в том числе положения о своевременной оплате услуг, то теперь в отношении заказчиков, живующих на бюджетные деньги, он такого права лишился — и будет вынужден продолжать оказывать им услуги связи, одновременно требуя с них деньги через суд.

Строго говоря, операторы и раньше подчинялись таком порядку — но лишь в отношении заказчиков из органов государственной власти, обеспечения правопорядка и обороны страны. Теперь же эти положения расширили на все организации, оплачивающие услуги связи из бюджетных средств.

Одним из последствий принятия поправок станет «токсичность» любых бюджетных средств для малых и средних операторов связи, в том числе и в регионах: если раньше они могли надавить на неплательщика хотя бы отключением связи, то теперь будут вынуждены смириться с получением оплаты по суду, то есть — с очень большой задержкой. И к моменту, когда эти деньги наконец будут получены, давно уже придёт пора снова идти в суд — и требовать деньги за следующий период.

С другой стороны, законодателей тоже можно понять: при отключении связи, например, школе реальными пострадавшими оказываются в первую очередь ученики и учителя, а не затянувшая с продлением контракта администрация или пропустившая все разумные сроки оплаты бухгалтерия.

Похоже, что в данном случае поправки следуют бородатому афоризму: «компромисс — это ситуация, в равной степени не устраивающая обе стороны». Никто не будет в полной мере доволен новыми поправками — но есть ли иной выход?


digitaldem
добавил публикацию

Совсем недавно мы публиковали материал о том, как цифровизация государства убирает из нашей жизни мелкие бытовые неудобства — и вот подоспела иллюстрация этого тезиса, в которой неудобства устраняется вовсе даже не мелкие.

Довольно давно в России применяется оригинальный способ принуждения к оплате штрафов, алиментов и других долгов: Федеральная служба судебных приставов блокирует неплательщикам выезд за рубеж. В зависимости от конкретного случая, порог запрета на выезд составляет 10 тысяч или 30 тысяч рублей; всего на данный момент в России под этот критерий подпадают 9,8 млн. должников.

При всей эффективности этой меры, работает она достаточно неповоротливо: на общение ведомств между собой уходят недели, а иногда и месяцы. Пристав должен получить информацию о погашении долга, вынести решение, потом направить его в погранслужбу — а та, со своей стороны, письмо принять и запрет на выезд снять. Особенно это неприятно, если долг вами уже погашен, а информация об этом пограничникам всё никак не поступит. Ещё неприятнее, если о долге вы узнаёте непосредственно в аэропорту — тогда сделать вы не можете вообще ничего. Особенно, например, в новогодние праздники, когда ни одно государственное ведомство до 10 января просто не работает.

Точнее, скоро — сможете. На прошлой неделе Госдума приняла в третьем чтении законопроект, согласно которому, в частности:


  • все требования о взыскании задолженности обязаны будут содержать уникальный номер (идентификатор начисления, УИН);
  • постановления о взыскании могут формироваться в виде электронного документа, направляемого должнику в Госуслуги, а также причастным ведомствам по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ);
  • решения ФССП, в том числе решения об окончании исполнительного производства и об отмене ограничений могут приниматься в автоматическом режиме, то есть без участия собственно приставов.

Сам по себе законопроект весьма объёмистый (почти полсотни страниц, вы можете ознакомиться с ним по ссылке), и нам ещё предстоит посмотреть, как он будет работать на практике — после одобрения Президентом и вступления в силу. Но вектор развития межведомственного взаимодействия очевиден из трёх приведённых выше пунктов — из очень медленной бумаги, путешествие которой даже между двумя отделами одного ведомства может занять два-три рабочих дня, ФССП уходит в электронное взаимодействие и принятие автоматических решений по многим вопросам.

У вас есть задолженность, по которой вам запретили выезд за границу? У неё есть УИН, как только в ведомство приходит оплата по этому УИН — система сравнивает суммы платежа и задолженности и выписывает постановление о снятии с вас ограничений, которое мгновенное по СМЭВ уходит в погранслужбу.

Именно так и должны работать государственные службы в XXI веке — цифровизованные, максимально избавленные от «человеческого фактора», ограничения рабочих часов чиновника и уж тем более, от его ошибок.

P. S. Есть, конечно, и обратная сторона медали: если вы не оплачиваете штрафы, алименты или задолжали десятки тысяч рублей за коммунальные услуги — решение о мерах по взысканию будет принято столь же молниеносно.


digitaldem
добавил публикацию

16 декабря в ЦИК России прошла межведомственная встреча, на которой представители ПАО «Ростелеком» отчитались о результатах разработки программно-технического комплекса дистанционного электронного голосования (ПТК ДЭГ), опыте его эксплуатации на выборах 2021 года, планах и возможностях развития комплекса на 2022−2024 годы.

Со стороны ЦИК на встрече присутствовали члены ЦИК Антон Лопатин и Николай Булаев, доклад от лица «Ростелеком» читал Юрий Сатиров, также присутствовал заместитель министра цифрового развития Олег Качанов, представители ФСБ и ФСТЭК. Экспертное наблюдательское сообщество представлял генеральный секретарь Партии прямой демократии Олег Артамонов.

ПТК ДЭГ более известен как «федеральная система ДЭГ» — в 2021 году он применялся на выборах в Ростовской, Мурманской, Курской, Нижегородской и Ярославской областях, а также в Севастополе. В Москве использовалась другая система ДЭГ — разработки ДИТ Москвы (и судя по всему, это было её последнее использование на федеральных выборах).

По словам Юрия Сатирова, «Ростелеком» не только полностью выполнил поставленные перед ним задачи по разработке ПТК ДЭГ, но и заложил возможности для будущего развития системы — её масштабирования на большее число регионов, организацию нескольких ТИК ДЭГ, и прочее. Если порядок проведения ДЭГ не будет изменён сколь-нибудь радикально, заложенные возможности позволят провести электронные голосования 2022−2024 годов без серьёзной доработки системы.

В ходе голосований 2021 года ПТК ДЭГ воспользовались около 660 тысяч избирателей. Система работала без сбоев и нареканий, замечаний к её функционированию не возникло ни у одной из сторон электорального процесса.

Генеральный секретарь Партии прямой демократии Олег Артамонов в своём выступлении на встрече отметил, что средства технического наблюдения, разработанные экспертами совместно с «Ростелекомом», равно как и предоставленные «Ростелекомом» возможности подключения к системе (в первую очередь защищённый канал с прямым подключением к нодам блокчейна ПТК ДЭГ) оказались достаточными для обеспечения прозрачности и подконтрольности работы ДЭГ с точки зрения экспертов и наблюдателей, поэтому крайне важно сохранить их в полном объёме.

Вместе с тем, заметил Артамонов, на данный момент вопросы технического экспертного наблюдения за ДЭГ не закреплены на законодательном уровне. В 2021 году экспертная группа работала на базе Координационного совета Общественной палаты РФ, и по сути была сформирована в конце августа — начале сентября, непосредственно перед выборами. Для обеспечения доверия к работе и результатам применения ДЭГ крайне важно в наступающем году формализовать использование средств технического наблюдения в начале электорального сезона — то есть не позже июня — и утвердить конкретные форматы работы наблюдателей и экспертов с учётом технической специфики ДЭГ. Это позволит расширить число подготовленных наблюдателей, привлечь в их число как независимых экспертов, так и представителей различных политических партий.


digitaldem
добавил публикацию

Сегодня в Государственную Думу были внесены поправки в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», регламентирующие проведение дистанционных электронных голосований (ДЭГ).

До настоящего момента ДЭГ в России проходили на двух платформах — федеральной, разработки ПАО «Ростелеком», и московской, разработки ДИТ Москвы. Этот дуализм сильно осложнял жизнь и избирателям, и особенно наблюдателям — платформы сильно отличались технически, с точки зрения интерфейса и даже процесса регистрации для голосования. Такой разнобой существенно и негативно влиял на прозрачность электронных голосований и затруднял работу наблюдателей — даже технические инструменты наблюдения и анализа данных приходилось разрабатывать для каждой из двух использовавшихся платформ отдельно.

Главное нововведение в представленном законопроекте — устранение этого дуализма:


  • федеральные выборы (то есть выборы в Госдуму и выборы Президента) и референдумы могут проходить только на федеральной государственной информационной системе (ГИС) и только согласно порядку проведения, принятому ЦИК России;
  • местные выборы и референдумы могут проходить на локальных ГИС, то есть платформах ДЭГ собственной разработки конкретного региона, по согласованию с ЦИК;
  • согласование в предыдущем пункте не требуется, если платформа уже использовалась в федеральных выборах или референдумах (очевидно, такая платформа в России одна — московская — и новые в силу первого пункта законопроекта не появятся);
  • всё платформы должны соответствовать требованиям ЦИК России (на данный момент не опубликованы) и быть сертифицированы.

Заметим, что, согласно букве проекта, выборы, на которых одновременно проходит голосование и по федеральным, и по местным вопросам, также должны проходить на федеральной платформе — в таком случае ЦИК лишь учитывает мнение региональных избиркомов.

Проект поправок — который, конечно, в ходе последующих чтений ещё может измениться — выглядит весьма логично. Одновременно с устранением дуализма, о необходимости чего Партия прямой демократии неоднократно говорила и ранее, он даёт определенную свободу регионам в развитии электронных платформ для локальных выборов и референдумов.

Нам особенно хотелось бы надеяться, что последнее послужит развитию в России электронной прямой демократии.


digitaldem
добавил публикацию

Как сообщает ТАСС, Элла Памфилова, председатель ЦИК России, озвучила планы на использование ДЭГ в 2022 году — «немножко, не сильно расширить в этом году проведение дистанционного электронного голосования».

Напомним, что в уходящем году ДЭГ работал в 6 регионах — Москва использовала платформу собственной разработки, а в Севастополе, Курской, Ярославской, Мурманской и Ростовской областях работала федеральная платформа, созданная ПАО «Ростелеком» по заказу ЦИК. В наступающем году выбору пройдут в 19 регионах — но где именно будет использоваться ДЭГ, пока неизвестно.

Новость комментирует генеральный секретарь Партии прямой демократии — и заместитель председателя ТИК ДЭГ на выборах 2021 года — Олег Артамонов:




Сама по себе новость является абсолютно, 100-% ожидаемой — мы уже раньше говорили, что практически наверняка ЦИК расширит зону использования электронного голосования. Технология востребована — у нас в ТИК ДЭГ, отвечавшем за регионы и федеральную платформу, было около 650 тысяч зарегистрированных избирателей, в Москве их число превысило 2 млн. человек, это даже выше наших ожиданий.

Одного этого достаточно, чтобы продолжать развивать электронные голосования, распространяя их на большее число регионов — и ещё в сентябре я прогнозировал, что в 2022-м году таких регионов станет от 10 до 15. Скорее всего, конкретный список ЦИК огласит только весной, но надо заметить, что он не столь уж важен — принципиальной особенностью ДЭГ является его централизация, отвязка от какой-либо региональной специфики. Система, эксплуатирумая ЦИК, разрабатывается и поддерживается компаниями ПАО «Ростелеком» и Waves Enterprise, она работает на единых для всех серверах, за ходом голосования следит единая ТИК ДЭГ; по сути, от региона к региону отличаются только бюллетени, выдаваемые избирателям.

Такой подход минимизирует большинство локальных рисков (в том числе риски фальсификации итогов выборов или иного вмешательства в их ход «на местах») и одновременно упрощает наблюдение за голосованием и оценку достоверности его результата. Вопреки распространённому мнению о непрозрачности ДЭГ, в 2021 году мы получили весьма положительный опыт наблюдения как на уровне ТИК ДЭГ, так и на уровне группы независимых технических экспертов, работавших в Координационном центре Общественной палаты РФ. Да, наблюдение за ДЭГ требует серьёзной предварительной подготовки — невозможно просто прийти на участок и попытаться «методом пристального взгляда в монитор» понять, что тут происходит; но и работа наблюдателем на обычных участках также давно уже требует предварительной подготовки и знания множества процедур и особенностей проведения выборов. При этом ДЭГ позволяет не только проводить наблюдение силами небольшого числа специалистов, но и сколь угодно тщательно анализировать результаты post factum — после окончания голосования в распоряжении наблюдателей остаётся огромный массив информации о его ходе.

Интереснее всего в предстоящем году в свете этого будет судьба московской системы ДЭГ. С одной стороны, исторически она является самой старой — впервые Москвы применяла «электронку» на выборах в Мосгордуму в 2019 году, хоть и не слишком успешно. Дистанционное голосование по Конституции, прошедшее летом 2020-го без сколь-нибудь серьёзных замечаний, также работало на московской платформе — и привлекло более миллиона избирателей.

При этом московская система ДЭГ особенна не только в плане разработки — ей занимается Департамент информационных технологий (ДИТ) Правительства Москвы — но и плане правового регулирования. В Москве до конца этого года действует особый порядок проведения голосований — который позволяет не только само по себе использование ДЭГ, но и эксперименты в рамках этой платформы, не применяющиеся на федеральном уровне.

И судя по всему, в этом году предел для экспериментирования был нащупан: реализованная в Москве функция «отложенного голосования» вызвала массу вопросов, нареканий и обвинений, наблюдатели на московской УИК ДЭГ оказались откровенно неготовы к выполнению своей работы (судя по их отчётам, по большей части они просто не понимали, что вообще происходит), а работа системы сопровождалась большим количеством технических сбоев, неполадок и просто неясностей — полноформатный отчёт о чём мы в данный момент заканчиваем готовить.

В свете этого весьма вероятно, что в следующем году ЦИК наконец сделает свой выбор — и перейдёт к использованию стабильной федеральной системы ДЭГ во всех регионах. Мы со своей стороны такой шаг сможем только приветствовать — помимо того, что федеральная ДЭГ показала себя с лучшей стороны на выборах 2021 года, использование одной системы позволит существенно упростить подготовку наблюдателей и независимых экспертов, обеспечить прозрачность и достоверность работы ДЭГ. По большому счёту, на мой личный взгляд, пришла пора сделать выводы и придти к единому стандарту ДЭГ в России, в рамках которого дальше будут развиваться все связанные с ДЭГ методики и процедуры.

Вместе с тем, несмотря на в целом положительные впечатления наблюдателей и экспертов, мне хочется выразить надежду, что в следующему году ДЭГ в России станет ещё лучше. Что для этого необходимо сделать?


  • детально проработать процедуры, связанные с ДЭГ, такие, например, как разделение ключей шифрования и подписание результатов членами избирательной коммиссии — в 2020-м эти процедуры сильно отличались между московской УИК ДЭГ и федеральной ТИК ДЭГ;
  • продолжить публикацию информации об архитектуре, используемых алгоритмах, особенностях реализации программно-технического комплекса (ПТК) ДЭГ;
  • заранее — не позднее июня 2022 — определить форматы наблюдения за ДЭГ, с учётом положительного опыта работы экспертной группы при Координационном совете Общественной палаты РФ, опыта работы ТИК ДЭГ, реализации таких проектов наблюдения, как «Цифровой пакет», и так далее;
  • привлечь более широкий спектр независимых экспертов и наблюдателей от различных партий к работе с ДЭГ — до сих пор мы чувствуем серьёзный дефицит квалифицированных наблюдателей, многие специалисты по анализу данных и вовсе подключились к работе уже после завершения выборов.

Дистанционные электронные голосования — это не просто новый, но один из самых интересных и перспективных механизмов проведения выборов, и наша задача — суметь правильно им воспользоваться, обеспечив его эффективность, доступность, прозрачность и достоверность.


digitaldem
добавил публикацию

Центральный банк де-факто анонсировал очередное повышение ключевой ставки, пишет «Российская газета» во вторник. На сколько вырастет ставка пока неизвестно, однако такое увеличение является уже седьмым подряд.

Аналитики сходятся во мнении, что будет выбран максимальный из обозначенных Банком России шагов повышения ставки. Какие риски для России несет планомерное повышение ставки, поможет ли такая мера в борьбе с инфляционным давлением из США и какой рецепт сдерживания инфляции Центробанк игнорирует не первый год — разбирался член ВКС Партии прямой демократии Андрей Филиппов:

«Ранее мы уже говорили о завозном характере инфляции в России, в то же время Банк России разработал Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики (ДКП) на 2022 год и период 2023 и 2024 годов. Документ был проанализирован комитетами Госдумы по финансовому рынку, экономической политике и по бюджету и налогам.

В документе среди пожеланий и предложений, имеющих рекомендательный характер, содержится обеспокоенность комитетов тем, что «наблюдаемое инфляционное давление в экономике России вызвано в значительной степени внешними факторами». Из этого следует, что комитеты ГД видят именно завозной характер инфляции. Так же в документе содержится рекомендация Банку России принимать решения о дальнейшем повышении ключевой ставки только в исключительных случаях, с глубоким анализом последствий в долгосрочной перспективе.

Тем не менее, по информации ряда СМИ, в том числе «Российской Газеты», можно уже сейчас говорить о высокой вероятности дальнейшего повышения ключевой ставки в седьмой раз подряд, так как по заявлениям главы Банка России Эльвиры Набиуллиной, рассматриваться будет диапазон изменения ставки от нуля до одного процентного пункта, при этом сохранение ставки или повышение на минимальные 0,25 процентного пункта — самые маловероятные варианты.

Данная практика на фоне продолжающегося роста завозной инфляции в России не может не вызывать обеспокоенности, так как данная мера все дальше будет тормозить российский бизнес, что и дальше будет оказывать негативный эффект на экономику страны. В то же время регулятор пока не публикует никаких материалов, которые бы содержали какой-либо анализ последствий, но, конечно, обеспокоенность комитетов ГД носит рекомендательный характер и ЦБ не обязан начинать как-то по-новому обосновывать очередное повышение ключевой ставки.

В то же время в США инфляция бьет новые рекорды, ускорившись по итогам ноября до 6,8% — это максимум за последние 40 лет. Такой уровень инфляции приводит к удорожанию товаров по всей цепочке создания добавленной стоимости и цены на товары растут. А так как цены выражены в долларах и евро, это уже приводит к повышению цен на внутреннем рынке России за счет импорта. Соответственно возникает резонный вопрос, как повышение ключевой ставки в России поможет в борьбе с инфляционным давлением из США? Никак, тут нужно снижать долю импортных товаров при помощи импортозамещения, развивая собственный бизнес и собственные производства, а для этого нужны дешевые деньги, то есть снижение ключевой ставки. При текущем высоком уровне импорта мерами Центробанка практически невозможно обуздать инфляцию. Напомню, что по импорту мы завозим очень много товаров, до 75%.

В результате в дальнейшем при планомерном повышении ключевой ставки уже сейчас можно разглядеть определенные риски для нашей страны, такие как снижение деловой активности, конец льготной ипотеки, рост стоимости кредита. Также повышение ставки все больше будет усиливать бегство в иностранную валюту, так как при этом затрудняется деятельность реальной экономики.

Еще одна проблема помимо инфляции — это то, что у нас «обескровленная» экономика. Что это значит? Expert.ru в этом году выполнил расчеты монетизации российской экономики по данным Банка России и Росстата. На графике видно, что в 2020 году монетизация увеличилась, но по-прежнему сильно отстает от экономик развитых стран. В Японии коэффициент монетизации, по данным expert.ru, составляет 255%, в Китае — 152%, в Великобритании — 142%. Есть и сравнение коэффициента монетизации с 2003 по 2018 год включительно: в целом картина из года в год меняется не сильно, и каждый год она не в нашу пользу.


Иллюстрация expert.ru

Чем выше монетизация экономики, тем ниже стоимость денег, и тем больше страна развита. В условиях низкой монетизации российской экономики рынок реагирует на повышение базовой ставки ростом цен на товары и удорожанием кредитов. А нам наоборот нужно увеличить денежную массу, тогда и цены бы снизились за счет роста деловой активности. Вот один из возможных рецептов, который почему-то не первый год игнорируется Центробанком".


Фото: E. O. / Фотобанк Лори

digitaldem
добавил публикацию

Цифровую карту мигранта, которая станет документом, удостоверяющим личность иностранного рабочего планируют ввести в России до конца 2022 года. Об этом сообщил президент Федерации мигрантов России Вадим Коженов, пишет «Российская газета».

«Реформа законодательства дорабатывается, к середине 2022 года ее проект будет внесен в Госдуму, а к концу года, с принятием закона, мы вводим цифровую ID-карту мигранта», — заявил Коженов.

Он также подчеркнул, что карта будет действительна 10 лет на всей территории России, а патент на работу будет привязан к региону выдачи идентификационного документа. Через 10 лет, если у владельца карты не будет нарушений, она станет бессрочной. Коженов добавил, что в РФ готовят электронные реестры работодателей и мигрантов. Они будут регулировать «цифровой» наем на работу иностранцев.

Напомним, что в 2020 году МВД разработало проект изменений в федеральный закон, предусматривающий выпуск для иностранцев, прибывающих в РФ на длительный срок (более 90 дней), ID-карт с персональными данными. Согласно проекту, карта будет выдаваться на основании заявления иностранца. Обязательным условием для ее получения станет сдача отпечатков пальцев и фотографирование. Эти данные также будут записываться на чип карты.


Инфо
Возраст:
52
Никнейм:
digitaldem
Ваш регион:
Москва
Членство
Стандарт