digitaldem

Официальный аккаунт Партии прямой демократии.

digitaldem
добавил публикацию

Общественная палата Москвы провела встречу руководителя Общественного штаба по наблюдению за выборами Алексея Венедиктова и представителей органов законодательной и исполнительной власти с иностранными послами из Латвии, Норвегии, Франции, Австралии, Евросоюза и Японии, а также представителями посольств и политсоветниками из Германии, Польши, Канады и Швейцарии.

На проходившей в первый день теста системы онлайн-голосования в Москве встрече Алексей Венедиктов рассказывал, как в Москве впервые протестировали онлайн-голосование, о том, как работал московский штаб по наблюдению за выборами, и об изменениях в системе 2021 года.


Фото: Общественная палата города Москвы. opmoscow.ru

«В Москве уже несколько лет работает штаб по наблюдению за выборами, куда входят представители разных политических партий. Впервые дистанционное голосование мы испытали на выборах депутатов Мосгордумы нескольких округов в 2019 году. Тогда меньше одного процента москвичей приняли решение голосовать электронно. Но в следующем году на голосовании по поправкам в Конституцию Р Ф уже 25% выбрали электронное голосование. Мы видим, что интерес у горожан растет, что это интересно и полезно. Тем более, что в Москве более четырех миллионов человек имеют электронные кабинеты, то есть все они потенциальные электронные избиратели», — рассказал глава Штаба.


На встрече также присутствовал начальник Управления по совершенствованию территориального управления и развитию смарт-проектов Правительства Москвы Артем Костырко. Он рассказал о реализации процедуры онлайн-голосования, наблюдения за ним и шифрования голоса, а также об «отложенном голосовании», реализовывать которое будут в сентябре.


«Наша система состоит из трех базовых элементов: реестр избирателей, связанный с электронным кабинетом гражданина, электронный бюллетень, размещенный в анонимной зоне, и блокчейн, на базе которого осуществляется хранение зашифрованных голосов. Кроме того, чтобы поддержать интерес к электронному голосованию, мы разработали отдельную систему наблюдения: 16 типов транзакций в режиме онлайн видны любому гражданину через интернет. Мы видим, что с каждым годом растет интерес к электронному голосованию, и это положительным образом отражается на явке», — добавил он.


Чем интересовались представители посольств? Мерами защиты данных избирателей и защиты системы от взломов, способом наблюдения за выборами, возрастом голосующих электронно избирателей — и не только.

В предыдущие годы международные наблюдатели также посещали Общественный штаб по наблюдению за выборами, отмечая уникальный опыт России в проведении онлайн-голосований и позитивные и прогрессивные изменения в российском избирательном праве.

Также систему онлайн-голосования на прочность проверяли специалисты в области информационных технологий из США, Германии, Нидерландов, Франции и стран Юго-Восточной Азии.

В завершении встречи Алексей Венедиктов пригласил иностранных гостей посетить Штаб по наблюдению за выборами в Москве в дни проведения голосования 17−19 сентября, чтобы ознакомиться с его работой.


Общественная Палата Москвы


digitaldem
добавил публикацию

В планах Минфина и ФНС — доработка способов борьбы с уклонением от уплаты налогов. Для этого налоговикам могут выдать право блокировать имущество должников в оперативном порядке.

Сейчас подобная блокировка возможна исключительно по результатам налоговой проверки, но налоговые органы очень хотят расширения своих прав.

Цели у них при этом самые благие — зафиксировать имущество проверяемого, чтобы у «уклониста» не было возможности распродать имущество и вывести капитал. Признаки возможного ухода от налогов хотят устанавливать по определенному риск-ориентированному подходу, сообщают «Ведомости».

Сейчас налоговые проверки занимают довольно продолжительный срок, и за это время недобросовестные налогоплательщики могут вывести свое имущество. При этом отсутствуют механизмы, препятствующие выводу либо обременению активов, за счет которых возможно исполнение сокрытой обязанности по уплате налогов. Поэтому Минфин и ФНС хотели бы сделать налоговые проверки более результативными и получить возможность вводить обеспечительные меры на имущество должников не только по результатам проверки, но и заранее -если у руководства налоговой инспекции достаточно оснований полагать, что иначе будет сложно или невозможно взыскать задолженность.

К чему может привести подобное нововведение, рассказывает член экспертного совета Партии прямой демократии Сергей Ильин:


Сразу оговоримся: сравнение блокировки имущества и любые меры процессуального принуждения по отношению к подозреваемым лицам — вещи разные и сравнивать их не вполне корректно. Но и тем не менее.

Эффективно ли работают наши налоговые органы? Вроде бы, вполне. За период 2015—2020 годов (а это, заметим, годы кризисные), по данным Института экономики роста им. Столыпина, «поступления в консолидированный бюджет и внебюджетные фонды выросли на 39%». А год назад Минфин бравурно заявил, что предполагается довести собираемость налогов и сборов до уровня 98,72% в 2020 году, 98,79% в 2021-м 98,79%, 98,86% в 2022-м, 98,93% в 2023-м, в, а 2024 году — не менее 99%. Одно слово, молодцы: налоговики 90-х кусают локти от зависти.

Следующий вопрос — сокрытие нерадивыми плательщиками активов непосредственно в период налоговых проверок: наверное, цифрам, которые приводит ФНС, можно верить.

Проблема, однако в том, что нынешние новации Минфина и ФНС как-то отдают креном в сторону «революционной целесообразности». Если всё-таки сравнить предлагаемые новеллы с действующими нормами Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, то, по всем признакам (прежде всего — по срокам), они больше похожи не на задержание подозреваемого (осуществляется без санкции суда), а на меру пресечения (санкция суда/судьи необходима). То есть, налоговики хотят (это, впрочем, характерно для весьма многих силовых ведомств) больше полномочий без ограничения их судебной властью.

Хорошо ли это? Как показывает ряд примеров самых разных ведомств — не особо. В смысле, для подозреваемых, которых теперь можно будет сразу хватать и тащить за шкирку … нет, не на съезжую, но на предмет «сдавайте валюту!». «Нельзя вот просто так взять и схватить…» — а теперь вот будет очень даже можно.

Отсутствие контроля (в данном случае — в лице судебной власти) порождает две параллельные проблемы. Во-первых, возможность ошибки: «по результатам проверки данные не подтвердились». А за это время мнимый нарушитель уже понёс серьёзные убытки, а то и разорился (особенно сейчас: у нас, если кто забыл, нынче кризис).

А во-вторых, что ещё хуже, появляется серьёзная почва для злоупотреблений. Самых разных — от банального желания «наехать» и поживиться до оказания небезвозмездной помощи конкурентам и рейдерам. А с учётом нынешних новаций, ещё и тарифы вырастут: как по первой категории, так и по второй.

То есть, сформулируем более жёстко, налицо изрядная почва для роста коррупции. И не надо пытаться возразить, что нынешние налоговики — все поголовно бессребреники в белоснежных одеждах. Отметим, что Программа противодействия коррупции в налоговых органах была утверждена ещё в начале 2010 года. То есть, проблема хорошо известна — и известна давно. При этом СМИ пестрят заголовками на эту тему и сейчас — вот лишь несколько свежих примеров (первый, второй, третий). Да о чём говорить, вот два примера буквально последней недели.

Хотите, чтобы таких примеров стало больше? Нет, сразу согласимся с тем, что подавляющее большинство налоговиков если не поминаемые выше бессребренники, то, как минимум, честные служащие, стоящие на охране государственных интересов. И тем не менее, есть все основания полагать, что громких арестов и сопровождающих их ещё более громких заголовков в СМИ, в случае принятия новых мер, именно что станет больше.


digitaldem
добавил публикацию

Правительственная комиссия по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности утвердила «дорожную карту» развития новых интернет-технологий.

Данный документ был разработан «Ростелекомом» при участии АНО «Диалог» — организации, которая занимается мониторингом и анализом эффективности обратной связи власти с жителями по всей стране.

Что планируется cделать? Повысить к 2024 году до 70% точность решений по выявлению дипфейков — контента, который сгенерирован искусственным интеллектом и нейросетями и выдается за реальный. Подобным образом создают видео и аудиофайлы с изображением и голосом человека. Власти опасаются подобных подделок, равно как и распространяемых дотами инфоповодов, и хотят более продуктивно с ними бороться. Указано, что в уже 2021 году точность выявления дипфейков и распространяемых ботами контента должна составлять 55%.

Помимо показателя точности решений по выявлению дипфейков, к 2024 году планируется также увеличить:


  • российскую аудиторию видеосервисов до 96 млн пользователей (с 63 млн в 2020-м);
  • аудитории комплексных коммуникационных платформ — до 108 млн (с 74 млн);
  • отечественных облачных игровых платформ — до 2,31 млн (с 0,18 млн).

Также в планах обозначено и развитие определенных сервисов, например:


  • сервис с рекомендациями, которые базируются на прогнозах пользовательского поведения, интересах и вкусах пользователей;
  • сервис с выявлением нарушений прав граждан в интернете путем автоматического анализа соцсетей и мессенджеров;
  • сервис подбора собеседников по интересам;
  • сервис, выявляющий инфоповоды и анализирующий видеопотоки,
  • сервис адаптации демонстрируемых элементов контента и даже генерации персонажей на базе пользовательских настроек;

Финансировать проекты планируется за счет грантов Фонда содействия инновациям и внебюджетных источников, но размер необходимой суммы не приводится. Учитывая, что часть проектов «дорожной карты» были утверждены той же правительственной комиссией как приоритетные для господдержки, то на их поддержку в 2020—2024 гг. предполагалось 46,3 млрд руб. в виде грантов от Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ), Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСИ) и Фонда «Сколково».

Опасность дипфейков комментирует член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин:


Планы профилактики уже вполне наблюдаемого на горизонте девятого вала дипфейков похвальны в первую очередь тем, что имеют опережающий характер. Если не завтра, то послезавтра обязательно эта технология имеет все шансы не просто прописаться в нашей повседневности.

В чрезмерно шаловливых руках (а такие найдутся с гарантией и в избытке) она способна стать источником рисков и угроз крайне разнообразного характера — от бытового, начиная со школьного баловства, до стратегического, в пределе включающего вопросы войны и мира. Поэтому проблема скорейшей разработки как можно более надежной и универсальной методики распознавания дипфейков если и менее важна, чем, например, риски расползания и злонамеренного применения биотехнологий завтрашнего дня, то совсем ненамного.

Менее очевиден, но ничуть не менее важен, однако, и вопрос, зеркальный обсуждаемому. Реальность недалекого будущего, в которой любой произвольно взятый аудио- или видеоконтент с равным успехом может оказаться как «истинным», так и симулякром, предъявит спрос точно такого же масштаба на разработку методики, которая позволила бы гарантировать, что исследуемый материал дипфейковым не является. И озаботиться изысканиями в этом направлении тоже следовало бы опережающим образом. Особенно учитывая, что страна, которая займет лидирующие позиции по обоим этим вопросам, не только возглавит важную дисциплину цивилизационной гонки, но и застолбит за собой рынок, обещающий быть весьма обширным.


digitaldem
добавил публикацию

Тестирование московской системы электронного голосования проходит 29−30 июля. Для этого в Общественном штабе по контролю и наблюдению за выборами в столице 28 июля провели процедуру разделения ключа.

Что это за процедура, объяснил начальник управления по совершенствованию территориального управления и развитию смарт-проектов правительства Москвы Артем Костырко. По его словам, ключ шифрования отправят на сервер системы, и он будет виден на форме бюллетеня. Его математическую пару — ключ расшифрования разделили на семь частей, которые передали семи людям на хранение до 20:00.

Для чего разделять ключ на части? Чтобы имеющий доступ к системе с учетом наличия ключа расшифрования человек не видел, как голосуют, и не посчитал проценты до окончания голосования.

«Чтобы этого не было, мы показываем, как формируем пару частей и разделяем их на компьютере, который отключен от сети Интернет, записываем части на флешки и раздаем хранителям, а все, что до этого было на компьютере, удалим безвозвратно», — пояснил Костырко, добавив, что для успешной сборки ключа расшифрования достаточно пяти частей из семи.

Каждая из частей ключа записана на отдельную флешку, защищенную кодом. Коды известны только хранителям ключей, которыми стали:


  • председатель Мосгордумы Алексей Шапошников;
  • замруководителя Общественного штаба по наблюдению за выборами в Москве в 2021 году, член Мосгоризбиркома Ольга Кириллова;
  • депутаты Мосгордумы Максим Круглов и Екатерина Енгалычева;
  • координатор Московского городского отделения ЛДПР Михаил Монахов;
  • член совета регионального отделения партии «Справедливая Россия — За правду» в Москве Александр Тарнавский;
  • сопредседатель движения в защиту прав избирателей «Голос» Григорий Мельконьянц.

Данные флешки с отрезками кода (частью ключа) запечатаны в номерные сейф-пакеты с защитой от вскрытия и будут храниться в закрытом сейфе во время голосования.

Компьютер, на котором был сгенерирован ключ расшифрования, будет отключен от интернета, помещен в экранируемый пакет и кейс и отправлен на хранение.

По словам Артема Костырко, разделение ключа расшифрования необходимо, чтобы результаты голосования сохранялись в тайне до его окончания, а процесс расшифровки результатов тестового голосования запустится, когда все части ключа вновь соберут вместе 30 июля.

Тестирование системы поможет попробовать весь имеющийся функционал и найти требующие доработки места.

Напомним, что принять участие в тестовом голосовании могут москвичи старше 18 лет, у которых есть полная учетная запись на mos.ru. Участники смогут высказать свое мнение по вопросу необходимости обязательной вакцинации от COVID-19 представителей общественно значимых профессий, при условии, что у сотрудников нет медотвода, и по поводу того, какой транспорт в первую очередь необходимо развивать в столице — личный или общественный.


digitaldem
добавил публикацию

28 июля состоялось 33 заседание ЦИК РФ. Темы заседания специально для Партии прямой демократии освещает юрист Антон Палюлин.


Порядок деятельности международных наблюдателей при проведении выборов депутатов Госдумы


ЦИК принял стандартные предвыборные «Разъяснения о порядке деятельности иностранных (международных) наблюдателей», по которым наблюдатели аккредитуются при Центризбиркоме.

В этом году особенностью проведения федеральной кампании являются пандемия и трехдневное голосование, что отличает процесс наблюдения с участием иностранных наблюдателей от ранее практиковавшегося. Так, наблюдателям предоставлено право следить за ходом ДЭГ (дистанционного электронного голосования). В связи с ослаблением ковидных барьеров между государствами, в Россию приедет больше иностранных наблюдателей.

Также добавлены были процедуры видеосъёмки хранения сейф-пакетов и сверки контрольных сумм бюллетеней на конец предыдущего и на начало текущего при помощи КОИБов, отсутствовавшие в ходе голосования по поправкам в Конституцию 2020 года.

ЦИК поддерживает решение о введении «зеленых паспортов» для вакцинировавшихся граждан и иностранцев. Принимаемыми Разъяснениями предусмотрено, что вопросы въезда, выезда и пребывания иностранных наблюдателей на территории России будут решаться в соответствии с текущей эпидемиологической обстановкой.


Порядок аккредитации представителей средств массовой информации


Аккредитация СМИ по-прежнему носит уведомительный характер и все представители СМИ, отвечающие требованиям закона, подлежат аккредитации. Представители СМИ могут присутствовать:


  • при подсчете голосов
  • на заседаниях избирательных комиссий
  • при подписании протоколов об итогах голосования и получать их копии
  • вести фото- и видеосъемку.

Решение избирательных комиссий о проведении досрочного голосования размещается на сайтах комиссий, и представители СМИ вправе также присутствовать и при проведении досрочного голосования.

На эти выборы принимается отдельный Порядок аккредитации в связи с рядом особенностей многодневного голосования. Он синхронизирован с действующими нормами законодательства. Закреплено право представителей СМИ присутствовать при голосовании в труднодоступных местностях, при запечатывании и транспортировке сейф-пакетов в ходе голосования и вести фото- и видеосъёмку.

Аккредитация представителей СМИ выдается на все дни голосования по выборам депутатов Государственной думы, а также на выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и повторных выборах, назначенных на 19 сентября 2021 г.

Аккредитация на выборы, которые могут быть назначены после 19 сентября, производится избиркомами субъектов РФ, которые производят аккредитацию по избранному ими порядку с сохранением требования аккредитации на весь период многодневного голосования.

Представители СМИ освобождены от представления трудовых договоров и иного документального подтверждения работы конкретного журналиста и репортера в СМИ. Члены избиркомов, однако, не лишены возможности самостоятельно проверить факт работы указанного представителя в указанном СМИ, запрашивая у редакций дополнительную информацию, но не документы.

Подача заявки на аккредитацию подтверждает согласие СМИ с рядом требований:


  • уважать права и законные интересы, честь и достоинство граждан
  • не использовать свои права в целях фальсификации информации о выборах и распространении слухов
  • не вмешиваться в деятельность избирательных комиссий
  • соблюдать меры санитарно-эпидемиологической безопасности.

В случае нарушения указанных требований, в исключительных случаях и при наличии явного нарушения, представитель СМИ может быть лишен аккредитации на конкретных выборах, но не будет лишен права на аккредитацию на иные кампании.

Заявки на аккредитацию подаются в ЦИК с 30 июля 2021 года с указанием паспортных данных аккредитованных представителей.


Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях


Члены избиркомов наделяются рядом полномочий по составлению таких протоколов. К административным нарушениям относятся:


  • нарушение финансирования избирательной кампании
  • нарушение требований избиркома
  • непредоставление сведений в избирком
  • нарушение порядка сбора подписей
  • нарушения в области агитации и порядка проведения выборов

Порядок видеонаблюдения на многодневном голосовании


Элла Памфилова отдельно выступила по порядку видеонаблюдения на многодневном голосовании. Она анонсировала круглые столы с экспертами и представителями политических партий, созываемые для дискуссий о порядке видеонаблюдения, видеотрансляций и доступа к ним.


Фото: фотобанк ЦИК РФ — cikrf.ru

digitaldem
добавил публикацию

Вчера, 27 июля, на очередном заседании экспертной группы ЦИК РФ были представлены принципы, на базе которых формируется модель угроз и нарушителя для дистанционного электронного голосования (ДЭГ).

Что это такое — модель угроз? Угроза — это любое действие, которое может нарушить работу, в том числе повлиять на достоверность данных, в системе ДЭГ. Все угрозы можно разделить на три большие группы:


  • социальная: например, так называемое голосование под давлением, когда человека принуждает к определённому выбору руководство или родственники. По большому счёту, техническими средствами с ней мало что можно сделать — даже закрытые кабинки для голосования на обычных участках плохо решают вопрос с голосованием под давлением: избиратели, от которых кто-то настойчиво требует сделать правильный выбор, даже оказавшись наедине с собой, не всегда решаются перечить. В некоторой степени в ДЭГ может помочь отложенное голосование — избиратель может демонстративно проголосовать «как надо», а потом, спустя несколько часов, как он хочет сам.
  • электоральная: когда проводятся манипуляции на уровне процедур избирательной системы, например, вброс бюллетеней. Наглядным примером атаки и противодействия может служить известная история лета прошлого года, когда, с одной стороны, некие люди стали скупать аккаунты на mos.ru, а с другой, ДИТ Москвы объявил, что к голосованию не будут допущены аккаунты, зарегистрированные после 5 июня. Это решение кривоватое и одноразовое, но общую идею демонстрирует — архитектура ПТК ДЭГ и протоколы взаимодействия с другими системами должны строиться так, чтобы максимально затруднять подобные фокусы. Например, сейчас в федеральной ДЭГ голосовать могут только верифицированные аккаунты на «Госуслугах», плюс каждый аккаунт сверяется с базами данных МВД и избирателей. Массово что-то вбросить здесь уже проблематично даже для государства, не говоря уже про сторонних игроков (плюс, детализированная статистика подачи голосов, которая становится доступна с выгрузкой блокчейна, покажет любые неаккуратно делавшиеся вбросы).
  • техническая: прямые «хакерские» атаки на инфраструктуру программно-технического комплекса (ПТК) ДЭГ с целью нарушить его работу или исказить данные.

Именно за последний пункт и отвечает модель угроз и нарушителя: это перечисление всех минимально мыслимых атак и всех возможных авторов таких атак — будь то иностранные спецслужбы, администратор серверов или уборщица в дата-центре. Каждая возможная угроза должна быть упомянута и детализирована — тогда этот документ станет основой для разработки другого документа, модели защиты, которая фактически является ответом разработчиков системы на вопрос «Вот вам все мыслимые угрозы, как вы будете с ними справляться?»

Если говорить корректно, то вчера были представлены принципы формирования модели угроз — но пока не сама модель: работа над ней активно ведётся, на данный момент это очень увесистый документ почти в полторы сотни страниц текста. Успеют ли модель угроз финализировать и опубликовать до выборов, пока неясно, однако по презентации можно сделать несколько общих выводов о принципах её формирования:


  • система ПТК ДЭГ признаётся системой высокого уровня значимости, при разработке модели угроз учитываются требования, предъявляемые к государственным информационным системам (ГИС), а также рекомендации и требования ФСТЭК России;
  • отдельное внимание уделяется защите персональных данных избирателей, обрабатываемых в ПТК ДЭГ;
  • модель угроз согласовывается с ФСБ и ФСТЭК России;
  • в качестве возможных нарушителей рассматриваются как внешние, так и внутренние нарушители, от зарубежных спецслужб до обслуживающего персонала помещений, в которых располагаются сервера ПТК ДЭГ;
  • в качестве угрозы рассматривается не только нарушение работы ПТК ДЭГ, но и возможность нарушения тайны голосования, подмены голосов, неоднократного голосования и установления промежуточных итогов до окончания голосования.

Особенно хотелось бы отметить последний пункт в этом списке — он подчёркивает специфику ПТК ДЭГ как электоральной системы и необходимость защиты специфических для электоральной системы свойств (например, тайны голосования) от любых возможных нарушителей.

Ну, а за тем, как это будет реализовано на практике, мы продолжим наблюдать — в том числе на сегодняшнем семинаре.

P. S. Ознакомиться с презентацией можно в PDF-файле: «Презентация по МУиН ДЭГ»


digitaldem
добавил публикацию

Вчера, 27 июля, на очередном заседании экспертной группы ЦИК РФ были представлены принципы, на базе которых формируется модель угроз и нарушителя для дистанционного электронного голосования (ДЭГ).

Что это такое — модель угроз? Угроза — это любое действие, которое может нарушить работу, в том числе повлиять на достоверность данных, в системе ДЭГ. Все угрозы можно разделить на три большие группы:


  • социальная: например, так называемое голосование под давлением, когда человека принуждает к определённому выбору руководство или родственники. По большому счёту, техническими средствами с ней мало что можно сделать — даже закрытые кабинки для голосования на обычных участках плохо решают вопрос с голосованием под давлением: избиратели, от которых кто-то настойчиво требует сделать правильный выбор, даже оказавшись наедине с собой, не всегда решаются перечить. В некоторой степени в ДЭГ может помочь отложенное голосование — избиратель может демонстративно проголосовать «как надо», а потом, спустя несколько часов, как он хочет сам.
  • электоральная: когда проводятся манипуляции на уровне процедур избирательной системы, например, вброс бюллетеней. Наглядным примером атаки и противодействия может служить известная история лета прошлого года, когда, с одной стороны, некие люди стали скупать аккаунты на mos.ru, а с другой, ДИТ Москвы объявил, что к голосованию не будут допущены аккаунты, зарегистрированные после 5 июня. Это решение кривоватое и одноразовое, но общую идею демонстрирует — архитектура ПТК ДЭГ и протоколы взаимодействия с другими системами должны строиться так, чтобы максимально затруднять подобные фокусы. Например, сейчас в федеральной ДЭГ голосовать могут только верифицированные аккаунты на «Госуслугах», плюс каждый аккаунт сверяется с базами данных МВД и избирателей. Массово что-то вбросить здесь уже проблематично даже для государства, не говоря уже про сторонних игроков (плюс, детализированная статистика подачи голосов, которая становится доступна с выгрузкой блокчейна, покажет любые неаккуратно делавшиеся вбросы).
  • техническая: прямые «хакерские» атаки на инфраструктуру программно-технического комплекса (ПТК) ДЭГ с целью нарушить его работу или исказить данные.

Именно за последний пункт и отвечает модель угроз и нарушителя: это перечисление всех минимально мыслимых атак и всех возможных авторов таких атак — будь то иностранные спецслужбы, администратор серверов или уборщица в дата-центре. Каждая возможная угроза должна быть упомянута и детализирована — тогда этот документ станет основой для разработки другого документа, модели защиты, которая фактически является ответом разработчиков системы на вопрос «Вот вам все мыслимые угрозы, как вы будете с ними справляться?»

Если говорить корректно, то вчера были представлены принципы формирования модели угроз — но пока не сама модель: работа над ней активно ведётся, на данный момент это очень увесистый документ почти в полторы сотни страниц текста. Успеют ли модель угроз финализировать и опубликовать до выборов, пока неясно, однако по презентации можно сделать несколько общих выводов о принципах её формирования:


  • система ПТК ДЭГ признаётся системой высокого уровня значимости, при разработке модели угроз учитываются требования, предъявляемые к государственным информационным системам (ГИС), а также рекомендации и требования ФСТЭК России;
  • отдельное внимание уделяется защите персональных данных избирателей, обрабатываемых в ПТК ДЭГ;
  • модель угроз согласовывается с ФСБ и ФСТЭК России;
  • в качестве возможных нарушителей рассматриваются как внешние, так и внутренние нарушители, от зарубежных спецслужб до обслуживающего персонала помещений, в которых располагаются сервера ПТК ДЭГ;
  • в качестве угрозы рассматривается не только нарушение работы ПТК ДЭГ, но и возможность нарушения тайны голосования, подмены голосов, неоднократного голосования и установления промежуточных итогов до окончания голосования.

Особенно хотелось бы отметить последний пункт в этом списке — он подчёркивает специфику ПТК ДЭГ как электоральной системы и необходимость защиты специфических для электоральной системы свойств (например, тайны голосования) от любых возможных нарушителей.

Ну, а за тем, как это будет реализовано на практике, мы продолжим наблюдать — в том числе на сегодняшнем семинаре.


digitaldem
добавил публикацию

По словам главы ЦИК, во многих регионах уже откликнулись на эту просьбу.

Председатель Центризбиркома Элла Памфилова обратилась к избирательным комиссиям и руководству регионов с просьбой оказывать содействие кандидатам в сборе ими подписей граждан в ходе избирательной кампании перед выборами в сентябре.

«Хотела бы еще раз выразить свою озабоченность и обратиться к нашим регионам и комиссиям. Видимо, придется и повторно направить телеграмму руководителям исполнительной власти по поводу того, чтобы более внимательно отнеслись к нуждам наших кандидатов, партий по сбору подписей», — сказала Памфилова на заседании ЦИК в понедельник.

По ее словам, во многих регионах уже откликнулись на эту просьбу. «Готовы помещения, оборудованы места [для сбора подписей]. Для того, чтобы в период пандемии, в условиях ограничения контактов у них была полноценная и равная возможность собирать подписи, общаться со своими избирателями, как позволяет нынешняя обстановка», — отметила глава ЦИК.

Президент России Владимир Путин 17 июня подписал указ о назначении выборов в Госдуму восьмого созыва на единый день голосования 19 сентября 2021 года. Они пройдут в течение трех дней — 17, 18 и 19 сентября. Одновременно с выборами в Госдуму в единый день голосования должны пройти прямые выборы глав девяти субъектов РФ (еще в трех регионах высших административных лиц будут выбирать депутаты заксобраний) и 39 региональных парламентов.


ТАСС 

digitaldem
добавил публикацию

Сегодня, 28 июля, в 19 часов состоится семинар, посвященный описанию архитектуры федеральной системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ), которая будет применяться на выборах 17−19 сентября 2021 года.

Рассказывать об архитектуре системы, принципах формирования доверия к её работе, защите от атак и методах обеспечения тайны голосования будет Юрий Сатиров, заметитель генерального директора Р Т Лабс по цифровизации избирательных процессов и руководитель разработки ДЭГ. Помимо этого, Юрий ответит на вопросы слушателей, экспертов и прессы.

Модератором дискуссии выступит Андрей Анненков, шеф-редактор издания «Цифровая Россия», специалист Экспертного центра электронного государства.

Информационная поддержка — TAdviser.

Для личного участия или подключения к семинару по Zoom необходимо зарегистрироваться, сообщив своё имя и адрес электронной почты на info@digitaldem.ru либо в личные сообщения модератору «ДЭГ Экспертный клуб» в Телеграме https://t.me/degmod.

«Партия прямой демократии» будет вести прямую трансляцию на YouTube и видеочат в нашей Телеграм-группе «ДЭГ Экспертный клуб». Мы будем передавать Юрию задаваемые в чате трансляции вопросы.

Место: Москва, «Красный октябрь», Берсеневская наб., 6, стр. 3, этаж 4
Время: 28 июля, 19:00


digitaldem
добавил публикацию

Сегодня, 28 июля, в 19 часов состоится семинар, посвященный описанию архитектуры федеральной системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ), которая будет применяться на выборах 17−19 сентября 2021 года.

Рассказывать об архитектуре системы, принципах формирования доверия к её работе, защите от атак и методах обеспечения тайны голосования будет Юрий Сатиров, заметитель генерального директора Р Т Лабс по цифровизации избирательных процессов и руководитель разработки ДЭГ. Помимо этого, Юрий ответит на вопросы слушателей, экспертов и прессы.

Модератором дискуссии выступит Андрей Анненков, шеф-редактор издания «Цифровая Россия», специалист Экспертного центра электронного государства.

Информационная поддержка — TAdviser.

Для личного участия или подключения к семинару по Zoom необходимо зарегистрироваться, сообщив своё имя и адрес электронной почты на info@digitaldem.ru либо в личные сообщения модератору «ДЭГ Экспертный клуб» в Телеграме https://t.me/degmod.

«Партия прямой демократии» будет вести прямую трансляцию на YouTube и видеочат в нашей Телеграм-группе «ДЭГ Экспертный клуб». Мы будем передавать Юрию задаваемые в чате трансляции вопросы.

Место: Москва, «Красный октябрь», Берсеневская наб., 6, стр. 3, этаж 4
Время: 28 июля, 19:00


digitaldem
добавил публикацию

Таким образом будет проверена готовность системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ) к нагрузкам, ее устойчивость к внешним воздействиям, а также опробована функция отложенного решения. Опция «отложенного голосования» позволит после нажатия кнопки «проголосовать» спустя некоторое время вернуться к электронному бюллетеню, который находится в режиме автосохранения, и изменить свое решение. Засчитан будет только голос, сделанный последним по времени.

Для чего необходима функция «отложенного голосования», как она будет работать и какие проблемы решает, мы уже писали ранее.

По словам председателя ЦИК Эллы Памфиловой, именно в столице собираются отработать механизм «отложенного голосования», перед тем как выносить этот опыт на федеральный уровень.

Принять участие в проверке системы смогут совершеннолетние москвичи с полной учетной записью на mos.ru (около 4,6 млн человек), отвечая на два вопроса с несколькими вариантами ответов:


  • Для каких профессий, непосредственно контактирующих с людьми, стоит ввести обязательную вакцинацию от COVID-19?
  • Какой транспорт нужно развивать в первую очередь — личный или общественный?

Особо отметим, что на тестирование дополнительно регистрироваться не нужно. Голосование будет открыто с 08:00 29 июля и до 20:00 30 июля.

Тестирование системы электронного голосования пройдет уже в седьмой раз. Регулярные проверки позволяют вовремя выявлять и устранять все недочеты в работе системы, а также делают ее удобнее для пользователей.

Наряду с жителями города проверять систему будут и хакеры. Тот из них, кто во время голосования сможет найти уязвимости в системе и повлиять на ее работу, получит денежный приз в размере двух миллионов рублей. После завершения тестирования специалисты изучат все попытки взлома, чтобы сделать онлайн-голосование еще более безопасным.

Тестирование системы дистанционного электронного голосования предоставляет избирателю сразу несколько возможностей, считает первый заместитель председателя координационного совета ОП РФ по общественному контролю за голосованием Александр Малькевич.

«Избирателю предоставляется возможность „убить несколько зайцев“: проверить, как работает система ДЭГ, убедиться в том, насколько это удобно, комфортно и просто и поучаствовать в действительно полезном деле, в определении возможных будущих решений исполнительной власти крупнейшего мегаполиса», — заявил общественник.

Малькевич также добавил, что наступление электронной электоральной демократии не остановить, «но наша общая задача — приблизить это, и сделать так, чтобы люди ее не боялись».

Систему дистанционного электронного голосования используют во время выборов, которые пройдут с 17 по 19 сентября 2021 года. Москвичам предстоит выбирать депутатов Государственной Думы, а жителям некоторых округов — еще и депутатов Мосгордумы и муниципальных депутатов Щукина. Чтобы принять участие в онлайн-голосовании, необходимо подать заявку на включение в списки электронных избирателей. Сделать это можно будет с 2 августа по 13 сентября.


digitaldem
добавил публикацию

В прошлом материале, посвященном стоимости дистанционного электронного голосования в России, мы упомянули голосование в труднодоступных местностях. Давайте посмотрим, действительно ли голосование там требует очень больших затрат, какие оно влечет за собой проблемы и способно ли дистанционное электронное голосование разрешить те трудности, с которыми сейчас сталкиваются ЦИК и регионы, организуя выборы на этих сложных территориях. Также мы проанализируем, готовы сейчас ли к ДЭГ подобные территории с точки зрения инфраструктуры связи и сможет ли дистанционное электронное голосование прийти на смену традиционному в труднодоступных районах.


Сколько стоит голосование в труднодоступных местностях и с какими проблемами сталкиваются местные избирательные комиссии при его организации?


В мае этого года Николай Булаев, касаясь вопроса выбора конкретных регионов для ДЭГ в этом году, сказал буквально следующее: «Что предлагает Мурманск? Давайте посмотрим труднодоступные. Сколько денег мы тратим на организацию голосования в труднодоступных местностях, я сейчас на память называть не буду, но это не одна сотня миллионов рублей».

Стоимость голосования в труднодоступных местностях для бюджета страны озвучивал в 2015 году Владимир Чуров: «Есть возможность сэкономить 500 млн руб. как минимум, если законодатели дадут нам право на 300 тыс. избирателей, живущих в экстремальных условиях, распространить правила дистанционного голосования, как для кораблей. Радио, телефон, спутниковый телефон».

Кстати, это важный момент, демонстрирующий, что запрос на дистанционное голосование первоначально возник на почве организации голосований в труднодоступных и отдаленных местностях.

Чтобы привести пример реальных затрат в этом году, давайте обратимся к опыту Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Недавно ЦИК дополнительно выделил избирательной комиссии ЯНАО 50 млн руб. в связи с необходимостью использования авиации для организации и проведения выборов в труднодоступных местностях.

Для полноты картины необходимо понимать все особенности данного процесса. Согласно статье 82 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ (ред. от 04.06.2021) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить провести досрочно (но не ранее чем за 20 дней до дня голосования) голосование всех избирателей на одном или нескольких избирательных участках, образованных в труднодоступных или отдаленных местностях.


Фото: Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа
yamal-nenetsk.izbirkom.ru

Сначала может показаться, что этого времени может быть достаточно, но есть нюансы. Ведь должны быть заключены договоры со специализированными организациями, оказывающими транспортные услуги с использованием воздушной техники либо наземной техники повышенной проходимости. Есть необходимость и в составлении схемы транспортных маршрутов и оповещении в установленном порядке МЧС. Но даже если соответствующая подготовка и будет проведена должным образом, может вмешаться погода, и тогда этих двадцати отведенных законом дней становится критически мало.

Что касается примера выделения в этом году 50 млн руб. для Ямало-Ненецкого автономного округа, то в нем нет ничего удивительного. Авиация стоит дорого. Прекрасный пример из этой области можно обнаружить в Вестнике ЦИК № 4 2013 г.:

«Так, на выборах Президента Российской̆ Федерации 4 марта 2012 года в Чукотском автономном округе с использованием авиатранспорта досрочно проголосовало 413 избирателей̆, протяженность транспортных маршрутов составила 7263 километра, а затраты на проведение такого голосования превысили 8 миллионов рублей̆, на голосование одного избирателя было затрачено 20 614 рублей̆ - в 19 раз больше средних затрат на одного избирателя по округу (1091 рубль), в Ханты-Мансийском автономном округе досрочно проголосовали с использованием авиатранспорта 1023 избирателя, общая протяженность авиамаршрутов — 11 327 километров, затраты — около 8 миллионов рублей̆, или 7755 рублей̆ на одного избирателя, то есть в 60 раз больше, чем средние затраты на одного избирателя в округе (128 рублей̆). Эти примеры можно продолжить».

Это было дорого еще в ценах 2013 года, а сейчас обошлось бы в разы дороже, ведь услуги авиации за 8 лет сильно выросли в цене.

Как видно из этих примеров, голосование в труднодоступных местностях обходится дорого, требует тщательной подготовки и несет в себе связанные с опасностью для здоровья и жизни при преодолении сложной и труднодоступной местности риски для представителей избиркомов.

К слову, Росстат посчитал, что в труднодоступных местностях в России проживает 500 тыс. чел. Эта цифра включает и несовершеннолетних граждан. Но в любом случае, полмиллиона граждан — это немало, и ни у кого в здравом уме не должно возникнуть сомнений, что права граждан не должны быть нарушены, в том числе, их гарантии избирательных прав, и не важно, сколько человек проживает на данных территориях.

Цифра в 500 тыс. чел. вполне сопоставляется с цифрой в 300 тыс. чел., озвученной Владимиром Чуровым в 2015 году, просто в первом случае мы говорим обо всем населении труднодоступных территорий, а во втором случае учитываются только избиратели.


Должно ли ДЭГ прийти на смену традиционному голосованию в труднодоступных местностях?


Несомненно, проведение дистанционного электронного голосования — это единственный способ изменить ситуацию с голосованием в труднодоступных районах России. ДЭГ решает все вопросы сразу:


  • Во-первых, это надежно и безопасно.
  • Во-вторых, не придется организовывать досрочное голосование со всеми описанными выше трудностями.
  • В-третьих, ДЭГ значительно дешевле.

Да и запрос на дистанционное голосование поступил именно «отсюда», так как никакими другими способами проблемы организации голосований на труднодоступных территориях просто не решить. Ждать, когда транспортная инфраструктура придет на данные территории — это долго, правильнее рассчитывать на интернет в этих местах, он точно придет туда быстрее. Или он уже там?


Фото: Избирательная комиссия Ямало-Ненецкого автономного округа
yamal-nenetsk.izbirkom.ru

Готова ли инфраструктура к проведению ДЭГ в труднодоступных местностях?


Можно снова обратиться к опыту ЯНАО, где в трех труднодоступных факториях — Лангет, Бованенково и Степана — уже осенью этого года появится интернет, сотовая связь и возможность безналичного расчета. Благодаря установке блок-контейнеров (специальные помещения с оборудованием) на факториях будет проведен интернет для получения доступа к социально-значимым информационным ресурсам, в том числе и к Госуслугам. Таким образом, у населения этих территорий появится доступ к получению полного спектра необходимых для взаимодействия с государством услуг. Как видно из этого примера, вопрос с размещением средств связи в труднодоступных местностях технически решаем

А вот еще один яркий пример: в деревне Нумто на границе Югры и Ямала живет около 200 человек ненцев и казымских хантов. Большую часть времени люди на этих землях проводят на стойбищах, где пасут оленей, охотятся и ловят рыбу. Круглогодичного дорожного сообщения с данным населенным пунктом нет, но в прошлом году там уже появился интернет, что позволило жителям пользоваться сайтом Госуслуги в полном объеме. Получается, что в ряде труднодоступных мест уже есть необходимая инфраструктура, а там, где еще нет, местные власти начинают ее создавать.

Если на ситуацию взглянуть под другим углом («ДЭГ должно стать еще одной услугой»), то получается, что это единственная услуга, которая сейчас недоступна для жителей труднодоступных мест, в отличие от того перечня, доступ к которому есть через сайт Госуслуг.

Разумеется, дистанционное электронное голосование находится в начале долгого, но перспективного пути. Препятствий, связанных с инфраструктурой связи, на данных территориях практически нет, и определенное количество жителей труднодоступных районов технически уже могут голосовать через Госуслуги.

Есть препятствия и другого характера. Путь ДЭГ перспективный, но встречает критику на своем пути. Есть необоснованная критика, как правило, ничем не подкрепленные высказывания, а иногда и просто фейки. Так критикуют обычно те, кто имеет четкую установку на дискредитацию любых избирательных процессов, с этой историей вполне все понятно. Но есть и те, кто, необоснованно критикуя, делают это по другой причине. Это те, кто пока не понимает, как наблюдать за дистанционным электронным голосованием.

Страх перед нововведениями можно понять, но от этого страха есть рецепт, который дал Генеральный секретарь Партии прямой демократии Олег Артамонов, призвав общественные организации, партии и СМИ уделить особое внимание подготовке экспертов для наблюдения за дистанционным электронным голосованием (ДЭГ). Критика нужна, но она должна быть обоснованной, чтобы разработчиками системы были учтены все проблемные вопросы, если таковые будут иметь место. Именно для этой работы и нужны квалифицированные наблюдатели и эксперты, обладающие компетенциями в криптографии, статистике, специфических отраслях математики, IT-индустрии. И проведение данной работы сможет гарантировать избирательные права нашим гражданам, в том числе проживающим в отдаленных районах России.


Член ВКС Партии прямой демократии 
Андрей Филиппов

Инфо
Возраст:
51
Никнейм:
digitaldem
Ваш регион:
Москва
Членство
Стандарт