digitaldem

digitaldem
добавил публикацию

Порядка 25% россиян оценивают свой уровень цифровой зрелости как неудовлетворительный. 60% граждан ставят себе по школьным меркам «3» и ниже. Об этом сообщили в АНО «Диалог», передает ТАСС.

По мнению экспертов организации, сейчас в России увеличивается запрос на цифровой диалог среди пользователей. Количество россиян, общающихся в интернете, увеличилось почти в два раза по сравнению с прошлым годом — около 45% людей коммуницируют в интернете.

При этом индекс цифровой зрелости, разработанный АНО «Диалог» в этом году и основанный на медиаактивности населения, использовании онлайн-сервисов государственных услуг, а также платформ обратной связи, составляет в России 42 балла из 100.

Отметим, что нацпроект «Цифровая экономика РФ» призван к 2030 году в четыре раза увеличить инвестиции в отечественное программное обеспечение и повысить цифровую зрелость. Вреди задач, поставленных в рамках проекта также: потребление жителями онлайн 95% массовых социально значимых и обеспечение 97% домохозяйств широкополосным доступом к сети интернет.


Источник: ТАСС

digitaldem
добавил публикацию

В Минцифры Р Ф предложили проводить внеплановые проверки соблюдения законодательства по обработке персональных данных. Уточняется, что такие проверки будут проводить, если за полгода поступит более 10 сообщений о распространении в сети баз данных какой-либо компании. Соответствующий документ опубликован на официальном сайте нормативных правовых актов. Отмечается, что проводить такие проверки будет Роскомнадзор.

В министерстве отметили, что предлагаемое нововведение поможет усилить контроль за соблюдением законодательства в области персональных данных операторами и повысить защищенность персональных данных граждан.

Минцифры также опубликовало еще один документ, в котором содержится перечень из 20 индикативных показателей для госконтроля за обработкой персональных данных. В документе говорится, что индикативные показатели применяются федеральным государственным контролем (надзором) для мониторинга обработки персональных данных, анализа, выявления проблем, и определения причин их возникновения. Сведения об индикативных показателях используются при подготовке ежегодного доклада Роскомнадзора, добавили в министерстве.

Сводный доклад о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле в РФ ежегодно не позднее 1 июля направляется правительством РФ в Госдуму и Совет Федерации, а также публикуется на сайте правительства.


Источник: D-russia.ru

digitaldem
добавил публикацию

Полтора года эпидемии и особенно события 2021 года предельно наглядно показали: состояние духовного здоровья населения является вызовом — и проблемой — стратегического характера.

С одной стороны, эпидемиологическая и вслед за ней демографическая обстановка четвертый месяц подряд такова, что назвать ее иначе чем катастрофой невозможно — и никаких предпосылок к ее хотя бы стабилизации не видно до сих пор. Начиная с июля общая смертность по стране почти в полтора раза выше среднего многолетнего уровня. Осенние месяцы, на фоне (в который уже раз) грани коллапса системы здравоохранения во многих регионах, угрожают превышением абсолютного рекорда смертности (более 243 тысяч человек), установленного в декабре прошлого года. Сухой остаток: каждый месяц этого шторма обходится в стране в многие десятки тысяч необязательных смертей, а общая цифра избыточной смертности с начала эпидемии давно перевалила за полмиллиона.

«Кто не слеп, тот видит».

С другой стороны, массовое сознание не воспринимает все описанное не то что как катастрофу, но даже как проблему. Всплеск смертности не ставится населением в вину властям — и результаты парламентских выборов свидетельствуют об этом не менее надежно, чем отсутствие мало-мальски выраженных протестных настроений на платформе «люди добрые, кто ответит за мор?». И вполне характерно, что ни одна из политических сил, включая самые несистемные, даже не попыталась поиграть на этой платформе — что ловить на ней нечего, хотя бы интуитивно осознается всеми.

Это, впрочем, полбеды: фатализм укоренен в характере русского человека по меньшей мере восемь веков. Настоящая беда начинается там, где глубинный народ вызверяется против стремления власти защитить его от заразы (и отчасти от себя самого) — и никакой качественной разницы с холерными бунтами времен Болдинской осени здесь не видно.

Этот смысловой ряд (слово «смысловой» здесь звучит издевательски) известен каждому в деталях. Коронабесие, вакцинофашизм, абортный материал, чипирование, 5G, мировое правительство, рептилоиды, рабство у сатаны. Из этой богатой идеологической основы вытекает и сообразная ей деятельность: раз коронавируса нет, к тому же он не страшнее гриппа и его придумали жидомасоны, все до единой меры противодействия заразе надо не просто игнорировать, а визгливо саботировать — и призывать к тому же всех, до кого только удается доораться.

Формы этой деятельности крайне разнообразны. Но венцом всему, пожалуй, следует считать беснование последних дней в московских родительских чатах: не смейте брать у наших детей экспресс-тесты в школах, их право болеть и заражать свято и неприкосновенно, а еще это медицинские опыты, запрещенные Конституцией. Многочисленные ресурсы, продвигающие подобную «повестку», имеют аудиторию в десятки тысяч человек каждый. Количество непривитых до сих пор заметно превышает половину взрослого населения (этот факт особенно постыден в сравнении с Индией, в которой буквально на днях отрапортовали о вакцинации миллиарда человек). И эти два обстоятельства не просто находятся в очевидной связи между собой: концентрированное мракобесие оказалось силой, с которой вынуждена всерьез считаться власть.

Ничем иным объяснить последовательную линию на добровольность вакцинации не получается. Когда на одной чаше весов не только десятки тысяч предотвратимых смертей каждый месяц, но и международная репутация страны, которая страдает от происходящего сильнейшим образом, перевесить ее может только перспектива натуральных бунтов, которая в сценарии обязательной вакцинации, видимо, считается реальной.

Именно поэтому (хотя и далеко не только поэтому) агрессивное нутряное невежество весомой части соотечественников необходимо осознать как очень серьезную угрозу — и в этом качестве назвать его по имени. Вопрос, что конкретно с этим делать, не может иметь ни быстрых, ни простых ответов — но в самую первую очередь абсолютно необходимо перестать заметать проблему под ковер.


Член Высшего координационного совета
Партии прямой демократии
Борис Чигидин

digitaldem
добавил публикацию

Власти отложили обязательный переход на новый формат использования электронной подписи юрлицами и ИП на 2023 год. К ранее запланированному сроку — 1 января 2022-го — уровень готовности бизнеса оказался невысоким.

В правительстве было принято решение ввести в течение 2022 года переходный период для использования так называемых машиночитаемых доверенностей — электронного документа, который будет подтверждать, что сотрудник имеет право подписывать документ от имени организации, передает РБК.

Ранее предполагалось, что с 2022 года обычные сотрудники компаний, которые подписывают документы, например бухгалтеры, не смогут использовать электронную подпись организации, а должны будут прилагать свою электронную подпись как физлица, а также машиночитаемую доверенность.

Напомним, что главной целью изменений в закон «Об электронной подписи» было избежать мошенничества в этой сфере. Но реформа затрагивает не только удостоверяющие центры, но и всех участников рынка, активно использующих электронный документооборот. Для адаптации информационных систем компаний к новым требованиям, по оценке экспертов, потребуется от 6 до 12 месяцев.

Эксперты отмечают, что к 1 января практически никто не был готов массово применять машиночитаемые доверенности, а разработчики информационных систем в большинстве своем даже не начали доработки своих систем для поддержки использования машиночитаемых доверенностей. Отсутствие переходного периода грозило бы массовыми проблемами в функционировании информационных систем, использующих сертификаты электронных подписей, сервисов, через которые происходит обмен электронными документами.


Источник: РБК

digitaldem
добавил публикацию

Чиновники в России будут проходить обучение киберграмотности и для них будут предусмотрены экзамены. Об этом заявил заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Р Ф Александр Шойтов.

«Работу по повышению киберграмотности Минцифры ведет. И на следующий год у нас, в частности, запланированы два мероприятия. Первое — это обучение чиновников, это портал самообучения и тестирования… Второе — это программа для широкого спектра населения, начиная от пяти (лет), и среднее поколение, и старшее», — сказал Шойтов.

Необходимость такого обучения связана с тем, что снизился возраст тех, кто легче всего попадается на уловки телефонных мошенников. Так, например, в прошлом году самой уязвимой группой было население старше 60 лет, а в этом году — граждане 35−40 лет, рассказал Александр Шойтов.

Замминистра также уточнил, что для чиновников после прохождения обучения киберграмотности будут предусмотрены экзамены в формате тестирования.


Источник: Российская газета

digitaldem
добавил публикацию

Ранее МВД сообщало о готовности выдавать электронные паспорта гражданам РФ, сейчас по информации Минцфиры стало известно о том, что до конца 2022 года в трех регионах России появятся электронные паспорта, документ будет представлен в двух вариантах — смарт-карта и приложение с QR-кодом. Ранее мой коллега, член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин, комментируя ситуацию, отметил, что в ходе подготовки внедрения данной инициативы власть так и не разъяснила для чего именно нужен документ нового образца и насколько безопасно его использование.

Действительно, на текущий момент не совсем ясно какой круг задач электронный паспорт будет способен решать для своего владельца, а в силу отсутствия подробных технических деталей проекта, сложно попытаться спрогнозировать, каким угрозам новый документ может быть подвержен.

Наиболее ярким примером использования ID карты в качестве основного документа является Эстония. Там карты выдаются гражданам с 2002 года. По данным за 2019 год, в Эстонии используется около 1,3 миллиона электронных ID-карт, что составляет почти 98% всего населения страны. Отчасти это связано с тем, что электронное удостоверение личности является обязательным документом для граждан, достигших 15-летнего возраста.

Сам документ содержит в себе электронную цифровую подпись и дает доступ своему владельцу к широкому кругу услуг и возможностей:


  • основное удостоверение личности;
  • цифровые услуги, в том числе онлайн-банк;
  • возможность использования цифровой подписи для подписания договоров, заключения сделок и получения электронных услуг, шифрование электронных документов;
  • на ID карту можно записать данные клиентских карт, дающих получение различных скидок и бонусов в магазинах;
  • электронное голосование: участие в выборах, используя дистанционное электронное голосование.

Помимо всего прочего, чип, размещенный в карте, изначально содержит биометрическую информацию о своем владельце. Как видно из опыта Эстонии, ID карта позволяет решать достаточно широкий круг задач в процессах взаимодействия гражданина и государства. Какой функционал будет заложен в российские электронные паспорта пока неизвестно, помимо того, что паспорт будет содержать биометрические данные. В любом случае можно сделать вывод, что потенциал у электронного паспорта в части различного функционала может быть достаточно высоким, все будет зависеть от реализации проекта, но неплохо было бы увидеть, например, возможность записи в электронный паспорт таких документов как СНИЛС и водительское удостоверение.

Что касается вопроса безопасности использования электронных паспортов, и тут Эстония дает очень яркий пример. Инцидент, связанный с безопасностью ID карт, произошел в 2017 году, когда группа исследователей проинформировала эстонские власти об уязвимости, которая потенциально может повлиять на цифровое использование эстонских ID-карт. Уязвимость затронула почти 750 тысяч карт, выпущенных с 2014 года. В картах, выпущенных ранее, использовался другой чип, поэтому потенциальная угроза на них не распространялась. Впоследствии отношения с поставщиком чипов были разорваны. Данный пример хорошо иллюстрирует то, что внедрение подобных технологий требует от ответственных за проект скрупулезного соблюдения всех необходимых процедур, так как проблемы могут быть, например, и на стадии изготовления чипа, который потом будет внедрен в пластиковую карту и выдан гражданам. Абсолютно защищенных систем не бывает, важно чтобы внедрение электронных паспортов в России происходило спланировано, с учетом заранее спрогнозированных потенциальных угроз и рисков, а также спланированными действиями и ответами на каждую возможную угрозу. Поэтому в процессе реализации данного проекта очень важно не торопиться, нужен четкий регламент и строгое следование этому регламенту шаг за шагом. В противном случае, любая, даже самая незначительная ошибка может подорвать доверие соотечественников к данному проекту.

Кстати, а что сейчас с общественным мнением по данному вопросу? В 2019 и в 2020 году ВЦИОМ проводил опросы, касающиеся внедрения электронных паспортов в России. В опросе 2019 года 59% опрошенных высказались в своей неготовности оформить электронный паспорт, а 39% были в этом заинтересованы. Опрос 2020 года показывал уже иные цифры не в пользу электронного паспорта: новый паспорт хотели бы оформить уже лишь 16% россиян. Данные цифры вполне объяснимы, не подавляющее большинство желающих получить новый документ в 2019 году объясняется недостаточностью информации о новом документе, о его функциях и защищенности. В 2020 году снижение количества желающих можно объяснить локдауном и введением QR-кодов по всей стране, что вызвало охлаждение интереса соотечественников к цифровизации в той части, где были затронуты вопросы личных данных, цифровых пропусков, свободы передвижения, и прочая и прочая.

Также масло в огонь в прошлом году мог подлить ДИТ Москвы, который через сервис для проверки цифровых пропусков мог получить от пользователей разрешение на отправку рекламы на следующие 10 лет. Как видно любые оплошности, которые порой в начале не видны невооруженным глазом, впоследствии могут испортить любой проект и снизить к нему доверие граждан. В связи с этим перед Минцифрой стоит очень непростая, но интересная задача. При грамотной реализации проекта наши соотечественники могут получить удобный документ и удобный сервис, если ответственные за этот проект не станут торопиться и будут строго следовать регламенту и всем необходимым процедурам.


Член Высшего координационного совета
Партии прямой демократии
Андрей Филиппов

Фото: кадр из фильма «Пятый элемент», реж. Люк Бессон

digitaldem
добавил публикацию

За первые выходные работы системы оплаты проезда по лицу в московском метро данные в нее загрузили 30 тыс. человек, что может составлять более 1% пассажиров, передает «Коммерсант». Ранее в пресс-службе столичного департамента транспорта сообщили, что за первый день работы нового сервиса оплаты проезда к нему подключились более 25 тыс. человек.

Для того чтобы воспользоваться новой технологией, необходимо зарегистрироваться в приложении «Метро Москвы», привязав транспортную карту «Тройка» и банковскую карту со средствами для оплаты проезда. Нужно также загрузить свою фотографию, которая переводится в зашифрованный биометрический ключ — его нельзя раскодировать обратно в изображение лица. Лучше зарегистрироваться за несколько часов до поездки, чтобы данные успели прогрузиться в системе.

Процесс распознавания Face Pay, по словам разработчиков, занимает одну-две секунды, после чего с карты спишется оплата и турникет сработает. В перспективе Face Pay сможет списывать деньги и с проездного. Система доступна на 240 станциях метрополитена.

По мнению заммэра столицы по вопросам транспорта Максима Ликсутова, в ближайшие несколько лет на оплату проезда по лицу перейдут порядка 10−15% пассажиров.


Фото: Московский метрополитен

Источник: Известия

digitaldem
добавил публикацию

Вице-премьер Р Ф Дмитрий Чернышенко дал поручение региональным руководителям цифровой трансформации (РЦТ) активнее информировать IT-компании о существующих мерах господдержки, в том числе грантах на развитие.

Он отметил, что руководители цифровой трансформации в регионах должны быть проводниками мер поддержки как на развитие, так и на внедрение цифровых решений в регионах. «Их задача — сообщать о доступных инструментах, предоставляемых федеральными институтами развития. Только в 2021 году в рамках федерального проекта „Цифровые технологии“ на реализацию мер поддержки выделено 7 миллиардов рублей, до 2024 года планируется выделить более 40 миллиардов рублей», — заявил вице-премьер.

По словам Чернышенко, общение с бизнесом в регионах дало понять, что большинство предпринимателей не имеют информации о комплексе в том числе финансовых мер поддержки, предлагаемых государством для развития IT-бизнеса.

Программа грантовой поддержки сквозных цифровых технологий стартовала в 2019 году в рамках федерального проекта «Цифровые технологии». С этого момента получить государственную поддержку может российская компания, которая планирует разработку, внедрение и масштабирование перспективного IT-продукта.

В рамках проекта «Цифровые технологии» в 2020 году было подано более 2000 заявок на получение грантовой поддержки. С 295 победителями уже заключены соглашения. В свою очередь, замглавы Минцифры Р Ф Максим Паршин сообщил, что наряду с городами-лидерами, есть и 11 регионов, из которых не поступило ни одной заявки. «Руководители цифровой трансформации регионов должны знать, с одной стороны, всех заметных ИТ-разработчиков, с другой — потребности бизнеса во внедрении отечественных ИТ-решений. Нужно привлекать как разработчиков, так и заказчиков к использованию существующих мер поддержки», — подчеркнул Паршин. На меры поддержки региональных проектов могут претендовать стартапы, малые предприятия и компании в сфере IT. Одна из мер поддержки — акселерация российских технологических компаний, ориентированных именно на отечественный рынок.


Источник: Минцифры РФ

digitaldem
добавил публикацию

Готовые квартиры в России становятся доступнее, чем квартиры в новостройках. Статистика показывает, что в третьем квартале 2021 года число сделок на вторичном рынке увеличилось на 9%. Это связано с тем, первичка подорожала почти на 40%, в то время как готовое жилье подскочило в цене не так сильно.

Член ВКС Партии прямой демократии Андрей Филиппов о том, почему приобрести свое жилье сейчас непросто даже при достаточном количестве предложений на рынке недвижимости.

«Российская газета сообщает, что за год цены на вторичном рынке в регионах России выросли на 31 процент, в новостройках на 39 процентов. С отменой льготной ипотеки ситуацию на рынке удалось охладить, и хорошая новость заключается в том, что дефолта, подобного тому, который мы видели в США, когда заемщики не могли вернуть кредит и были не способны компенсировать расходы банка по нему своим залоговым объектом недвижимости или другим имуществом, не будет. Но в остальном ситуация по-прежнему вызывает опасения.

В условиях инфляции и не растущих доходов населения возникает вопрос, кто все это в итоге будет покупать. Сначала льготная ипотека действительно давала выгоду, но это было очень недолго: рост цен на металл и стройматериалы, отток иностранной рабочей силы, и, собственно, высокий спрос со стороны покупателей разогнали цены до такого уровня, что уже и льготная ипотека не позволяла компенсировать убежавшие вверх цены. А теперь нет и ее. Ну, и с некоторым опозданием за новыми квартирами убежали цены и на вторичном рынке жилья. Получается, что в выигрыше остались те, кто в самом начале введения льготой ипотеки успел улучшить свои жилищные условия, ну и, конечно же, крупные девелоперы, которых таким образом спасли в кризис, начавшийся в 2020 году из-за пандемии коронавируса. Да, предложений сейчас достаточно, но можно ли считать такое жилье доступным? Разумеется — нет. На фоне не растущих доходов населения снижается и покупательная способность. В связи с этим можно спрогнозировать стагнацию на фоне снижающегося спроса, соответственно цены могут пойти вниз. Это будет своего рода отскок после стабилизации роста цен, но, конечно, не стоит ждать, что цены опустятся до докризисного уровня, нет, но со временем можно ожидать интересные малоликвидные предложения на рынке с дисконтом к текущим ценам. В любом случае одной из главных задач перед Правительством Р Ф сейчас должна стать работа, направленная на увеличение доходов населения, иначе весь этот построенный в кризис жилищный фонд так и будет недоступным жильем для многих наших соотечественников".


digitaldem
добавил публикацию

На этой неделе в Москве стартовал эксперимент по массовой диагностике школьников на коронавирус. Если практика покажет себя успешной, власти города рассмотрят возможность такого тестирования и в других образовательных учреждениях. В мэрии считают, что такие проверки могут стать альтернативой дистанционному обучению.

Вице-мэр Москвы Анастасия Ракова сообщила, что в условиях роста заболеваемости ряд регионов уже переходит на дистанционное обучение. «Мы понимаем, что это крайняя мера, которую никто в городе не хочет допустить, и мы отрабатываем другие возможные механизмы», — заявила Ракова.

Член ВКС Партии прямой демократии Борис Чигидин рассуждает о том, как власти города могли бы обеспечить реальный баланс между эпидемиологической эффективностью и интересами учебного процесса:

«Массовое (с прицелом на поголовное) экспресс-тестирование школьников имеет два очевидных измерения: эпидемиологическое и социальное.

Эпидемиологически эта мера позволит понять, какова (хотя бы у детей) действительная латентность у заболеваемости штаммом «дельта» — за почти полгода его распространения в стране никаких внятных данных на этот счет не получено. Это понимание позволит точнее прогнозировать дальнейшее развитие эпидпроцессов и, вероятно, действительно поспособствует своевременному обрыву цепочек заражения.

С другой стороны, следует ожидать резкого роста и без того немалого количества классов, переведенных на дистант. В том, что удаленка для образования — зло, сомневаться никому давно не приходится. От знакомых педагогов мне известно, что проведенные в сентябре в московских школах рутинные проверочные работы на материалах прошлого учебного года, большая часть которого прошла на дистанте, по всем предметам показали серьезные и массовые, не наблюдавшиеся ранее, проблемы с усвоением программы. И это весьма существенная часть цены, которую общество платит за неспособность справиться с эпидемией быстро.

С третьей стороны, общая эпидемиологическая обстановка в Москве объективно очень плоха, продолжает ухудшаться, и никаких тенденций ее перелома пока не видно. И всеобщий переход на дистант при этих обстоятельствах может оказаться мерой хоть и крайней, но вполне реальной — за неимением менее травматичных эффективных решений.

Поэтому причастным ведомствам стоит задуматься о поиске как можно более выверенного компромисса, который обеспечивал бы оптимальный баланс между эпидемиологической эффективностью и интересами учебного процесса. Ключом к такому компромиссу, возможно, могли бы быть данные об инкубационном периоде «дельты», который, как известно, в целом резко (до считанных дней) укоротился по сравнению с ранними штаммами. Если его максимальная продолжительность тоже снизилась хотя бы в целом (единичные случаи, когда инкубационный период длится по максимуму, в обсуждаемом смысле во внимание можно не принимать, не та обстановка), выглядело бы весьма уместным решение о сокращении срока перевода на дистант классов, где выявлены заболевшие, если не до недели, то хотя бы до 10 дней. Интересам учебы и такое сокращение пошло бы на заметную пользу".


digitaldem
добавил публикацию

Последние несколько дней политологи и футурологи (странное сочетание, но такова уж суть вопроса) обсуждают свежую статью Владислава Юрьевича Суркова — «Безлюдная демократия и другие политические чудеса 2121 года», дающую довольно детализированный и не во всём радостный прогноз о том, как будет выглядеть политическая жизнь, да и вообще цивилизация, через сотню лет. Тема очень интересная и неожиданная — хотя бы потому, что традиционно, говоря о будущем, принято обсуждать различные технологические достижения, от встроенных в мозг компьютеров до межзвёздных путешествий и радикального продления жизни, но не трансформацию социума и политической жизни.

С какой-то точки зрения это объяснимо и логично: вот уже сотню лет человечество живёт в условиях постоянного и быстрого технологического прогресса при отсутствии заметного прогресса политического. Представительная демократия в её современном мире широко распространилась по планете — и в общем-то стала формой правления «по умолчанию» — в течение XX века, но при этом её суть как-либо заметно не менялась. Но вместе с тем очевидно, что сто лет — это огромный срок для одного человека, но буквально миг для человечества — и было бы наивно предполагать, что вот сейчас мы выработали метод управления государством, который теперь сохранится навсегда.

Один из самых интересных посылов Суркова — про грядущий переход к прямой демократии, отмену парламентов и исчезновение «конгрессменов-узурпаторов» за счёт внедрения в политическую жизнь электронных средств коммуникации, позволяющих заинтересованным гражданам самостоятельно решить, какие законы стоит принять. Если смотреть на статью в целом, впрочем, у Суркова это — лишь переходный этап к «диктатуре алгоритмов» (о которой мне хотелось бы поговорить отдельно, но, наверное, в другой раз), но тем не менее, многие комментаторы сосредоточились именно на нём.

И было бы, конечно, странно, если бы я, будучи руководителем Партии прямой демократии, также не зацепился бы за него.

Традиционным возражением против прямой демократии — и его уже высказали многие комментаторы — является то, что парламентарий — это не просто некая посредническая функция, это довольно много ежедневной работы: изучение законопроектов, консультации с экспертами и заинтересованными сторонами, коллегами, и прочая, и прочая. Вряд ли многие граждане добровольно и бесплатно возьмут на себя функции полного изучения, скажем, городского бюджета, чтобы осмысленно проголосовать по его статьям — и именно из этого проистекает, на самом деле, прогнозируемая Сурковым «диктатура алгоритмов»: машины не возьмут власть в бою, как Скайнет, мы сами отдадим мирно её им, потому что нам будет некогда.

Это возражение верное — и можно заметить, что сам Владислав Юрьевич радостных тонов и светлых красок тщательно избегает, так что непохоже, чтобы он был такому будущему рад — но не единственное.

Есть другое возражение против абсолютистской формы прямой демократии — и на мой взгляд, намного более сильное, хотя и очень редко упоминаемое.

Оно заключается в том, что абсолютная прямая демократия полностью снимает с кого-либо какую-либо ответственность за принимаемые решения. И именно это её и убьёт — причём намного раньше, чем появится искусственный интеллект или какой-то алгоритм, который успеет её спасти.


«Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» — и степень абсолютности власти определяется именно возможной ответственностью за принимаемые ей решения.


В истории человечества не было ни одного монарха, который обладал бы по-настоящему абсолютной властью. Власть могла быть очень широка — но серия неправильных решений могла привести к дворцовому перевороту, военному поражению или революции: процент монархов, умерших не своей смертью, всегда был высок. Эта ответственность наступала не сразу, не наверняка, но если наступала — её цена была очень высока.

Ни один чиновник ни в одной стране современного мира не может полностью снять с себя ответственность за свои действия. Даже при самом коррумпированном режиме у чиновника есть руководство и граждане — и если последние будут слишком явно недовольны решениями чиновника, первое может легко им пожертвовать, чтобы это недовольство погасить. И оно сделает это, потому что если недовольство будет разрастаться — ответственность может настать уже для руководства.

Да, если мы посмотрим на нижний десяток стран в «Индексе восприятия коррупции» (отставим в сторону методы его формирования, нижняя и верхняя его части вполне показательны) — это страны, в которых нам с вами вряд ли захочется жить. Но даже в их случае сказать, что власть не несёт ответственности — большая ошибка: да, это странные формы ответственности, часто извращённые. Но они есть.

Второй важный аспект — чиновник и депутат в большинстве случаев принимают решения, не касающиеся их лично. Он тесно связан с ответственностью: какое бы решение ни было принято, оно само по себе не повлияет на принявшего его ни в какую сторону. Однако косвенное влияние при этом будет, и оно будет выражаться в проценте недовольных среди населения, затронутого решением: даже если таковых меньшинство, устроенная ими под окнами чиновника демонстрация вполне может оказаться достаточно громкой, чтобы включилась описанная выше цепочка формирования ответственности.


Таким образом, повседневной задачей типового государственного служащего, выборного или назначенного, является принятие решений, которые не вызывают яркого недовольства ни у одной значимой группы населения — и тогда для него не наступит ответственность за такое решение.


Прямая демократия в её абсолютисткой форме уничтожает, отменяет оба этих аспекта — она полностью снимает ответственность с каждого конкретного человека, размывая её на неопределённый круг лиц, которые «в блокчейне» или любым другим модным способом проголосовали за принятие вот такого решения. Вы можете быть довольны или недовольны этим решением — в любом случае нет больше окон, под которыми вам имеет смысл митинговать, чтобы ваше недовольство было услышано и повлекло бы какие-то последствия, наступление ответственности для принявшего решение.

Это — абсолютная власть. И её следстствием станет абсолютное развращение, то самое, которое предрекал 1-й барон Актон.

Что ещё хуже, многие принимаемые таким способом решения будут касаться граждан лично и непосредственно. Проще всего это продемонстрировать на популярной теме распределения бюджета методом прямого голосования: каковы шансы, что граждане проголосуют за финансирование федеральных проектов, занимающих годы и не приносящих ощутимой отдачи здесь и сейчас, а не за благоустройство пространства в радиусе километра, максимум двух от их дома? Ведь эти статьи бюджета будут конкурировать: или федеральная трасса, по которой, возможно, ты не проедешь в своей жизни никогда, или детская площадка, на которую ты с семьёй будешь ходить каждый день. Космонавтика выродится до микропроектов сбора пары миллионов рублей краудфандингом, фундаментальная наука умрёт, значительная часть медицины и образования станет платной.

Да и даже о собственных интересах граждане беспокоятся, как правило, в том случае, если наступление ответственности за отсутствие такого беспокойства — где-то в пределах недели, максимум месяца. Чтобы оценить, как будет при полностью прямодемократическом распределении бюджета существовать пожарная охрана, достаточно спросить собственных друзей, какой марки у них дома огнетушитель, стоят ли датчики дыма, когда последний раз они проверяли газовую плиту. Ведь ничто же не мешает им выделить средства — довольно скромные — на всё это прямо сейчас, не дожидаясь наступления 2121 года?..

Ну или посмотрите на описания автомобильных аптечек в любом крупном магазине. Нет, они не рассчитаны на то, чтобы спасти чью-то жизнь — они рассчитаны на то, чтобы пройти техосмотр. Именно это покупают граждане, в руки которых при абсолютной прямой демократии будет вручено выделение средств на работу ГИБДД, пожарных и медиков.

Нельзя сказать, что последствия подобных решений не наступят никогда — просто они наступят тогда, когда менять решение будет уже поздно, как поздно покупать огнетушитель, когда у вас уже горит квартира. И в результате эти последствия будут иметь форму крайне жёсткую и болезненную, скорее всего, выливающуюся в государственный переворот и приход к власти «сильной руки» — при общем одобрении граждан, как уже неоднократно случалось в истории и человечества в целом, и России в частности.

Разница лишь в том, что в случае монархии такой результат — вопрос вероятностный, и можно до бесконечности спорить о том, например, что случилось бы в России, если бы Николай II был чуть менее безвольным и эгоистичным.


В случае абсолютистской прямой демократии этот результат по крайней мере лично мне представляется гарантированным, причём на исторически очень коротком промежутке времени — десять, может быть пятнадцать лет. Не больше.


Современная форма представительной демократии — это не просто сложившийся по историческим причинам артефакт. Это форма управления государством, которая посредством сложной и неоднозначной системы сдержек и противовесов позволяет найти компромисс — не всегда идеальный, но всё-таки в большинстве случаев работающий — и позволяющий избегать экстремумов и нестабильности, угрожающей государству.

Значит ли это, что сама идея прямой демократии не верна ни в каком виде — и нам надо просто законсервировать модель управления, показав на какую-то конкретную страну и конкретный год и сказав «вот идеал, лучше не будет»? Конечно, нет — да и вообще такой тезис от руководителя Партии прямой демократии звучал бы очень странно.


Наша задача — понять, как мы можем модернизировать представительную демократию так, чтобы сохранить её плюсы, но при этом максимально избавиться от минусов.


И верным решением здесь будет постепенное внедрение элементов прямой демократии — принудить государственный механизм к эволюции в сторону прямой демократии, не доводя его до грани, за которой могут наступить описанные выше последствия.

Максимальная прозрачность, возможность для избирателя в любой момент времени посмотреть и понять, чем занимался его избранник сегодня и предыдущие годы, опора депутатов в принятии решений на мнение своих избирателей, максимальная алгоритмизация деятельности чиновников на невыборных должностях, передача гражданам прав прямого решения вопросов, непосредственно их касающихся — вот направление, в котором должна эволюционировать политическая система общества.

И не через сто лет, а уже сейчас.


Олег Артамонов
Генеральный секретарь
Партии прямой демократии

digitaldem
добавил публикацию

Правительство РФ планирует запустить три новых суперсервиса на портале Госуслуг в 2022 году. Об этом сегодня сообщил заместитель председателя Правительства Р Ф Дмитрий Чернышенко.

Одним из нововведенных сервисов станет «Трудовая миграция онлайн», где можно будет искать вакансии, проходить онлайн-интервью и заключать трудовой договор.

Вторая новая услуга — «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов». С ее помощью можно будет оформлять электронные транспортные накладные, электронные путевые листы и специальные разрешения на перевозку грузов.

Третьим суперсервисом станет «Цифровое строительство». Он позволит получить комплекс услуг от подготовки к строительству до ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства.

Зампред правительства РФ также отметил, что в следующем году также будет расширяться функционал уже имеющихся суперсервисов на портале. Так, планируется подключить почти 100% государственных вузов к сервису «Поступление в вуз онлайн», который позволит перейти на электронную зачетную книжку и электронный студенческий билет.

Также дополнения коснутся суперсервисов «Мое здоровье онлайн», «Пенсия онлайн» и «Трудовые отношения онлайн».

Напомним, что ранее правительство уже расширило функционал Госуслуг. Отмечалось, что алгоритмы портала смогут запрашивать необходимую информацию в органах власти и других ведомствах и автоматически вносить полученные данные в специальные поля. Такой запрос будет направляться только в момент заполнения заявления, после чего данные не будут храниться на портале. Также в правительстве заявляли, что благодаря внедрению технологий искусственного интеллекта скорость получения государственных услуг на портале «Госуслуги онлайн» увеличится в 10 раз к 2024 году.


Источник: «Известия»